Рейтинг учитывает медийную активность 219 вузов, подведомственных Минобрнауки России. В его разработке приняли участие представители более 30 университетов, общественных организаций и СМИ, а также эксперты в области медиалогии и социологии.
На презентации, которая прошла в рамках Международного фестиваля «Российская креативная неделя», заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина представила первый в истории Минобрнауки независимый рейтинг медийной активности высших учебных заведений. В павильоне «Наука и технологии» она рассказала о том, какие показатели будут влиять на место университета в рейтинге, а также о намерении Минобрнауки России проводить для представителей вузов бесплатные обучающие семинары и мастер-классы, которые помогут им улучшить работу со СМИ и социальными сетями.
«Итоговый рейтинг отражает совокупный результат работы университетов по популяризации российской науки и образования. Для оценки качества контента мы выбрали показатели, которые можно посчитать или увидеть в метриках. Всего в рейтинге их 57. Во время первой подготовки многие данные мы собирали вручную, буквально обзванивали некоторые университеты. Но уже со следующего месяца этот процесс будет полностью автоматизирован», — отметила Елена Дружинина.
Итоговый рейтинг M-rate складывается из трех показателей: эффективность работы вуза со СМИ (Index Mass Media), социальными сетями (Index Social) и официальным сайтом (Index Site). При этом каждый из этих трех показателей имеет свой удельный вес в итоговой формуле и рассчитывается отдельно.
- Общий рейтинг медийной активности вузов (июль 2021 года) можно посмотреть здесь.
- Рейтинг со средствами массовой информации (июль 2021 года) можно посмотреть здесь.
- Рейтинг эффективности работы вузов с официальными сайтами (июль 2021 года) можно посмотреть здесь.
- Рейтинг эффективности работы вузов с социальными сетями (июль 2021 года) можно посмотреть здесь.
Показатель эффективности работы вуза со СМИ учитывает количество публикаций о вузе и его сотрудниках в региональных, федеральных и интернет-СМИ, аудиторию этих источников, количество вышедших сюжетов на региональных и федеральных телеканалах, а также количество эксклюзивных новостей о вузе или его проектах, размещенных на ресурсах Минобрнауки России.
Показатель эффективности работы вуза с социальными сетями учитывает наличие у вуза аккаунтов и работу в восьми социальных сетях — ВКонтакте, Instagram, Telegram, Facebook, YouTube, TikTok, Одноклассники, Twitter — а также траффик, приведенный на сайт вуза из социальных сетей. При этом значимость для «социального индекса» у социальных сетей разная. Наибольший удельный вес имеют социальные сети ВКонтакте, Instagram и Telegram.
Показатель эффективности работы вуза с сайтом учитывает такие факторы, как аудитория сайта, время, которое пользователи проводят на нем, количество посещений сайта за месяц, а также показатели отказов.
«Рейтинг нужен, в первую очередь, для того, чтобы вузы видели, насколько успешно они работают со своей аудиторией. Место в рейтинге — при условии, что вуз ведет все социальные сети, активно развивает сайт и взаимодействует с пресс-службой Минобрнауки, — решающего значения для нас не имеет», — заявила замминистра.
Рейтинг медийной активности вузов будет обновляться и публиковаться на сайте Минобрнауки ежемесячно.
Напомним, что по инициативе Президента России Владимира Путина 2021 год был объявлен Годом науки и технологий. Главные задачи года — привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий и рассказать о научных достижениях и российских ученых.
Комментарии ректора ПензГТУ Дмитрия Владимировича Пащенко
– Почему сегодня важно поддерживать связь вузов со студентами? Вы удовлетворены своей работой, видите направления, над которыми еще предстоит работать?
– Информационное взаимодействие, постоянный мониторинг удовлетворенности студентов условиями обучения в университете, образовательным процессом и возможностями, которые он дает для личностного и профессионального развития, – это мощный ресурс для руководства вуза, помогающий принять решения по его дальнейшей стратегии развития как образовательного учреждения. А инструментами такого партнерства стали сайт и образовательный портал университета и социальные сети, причем они гораздо быстрее, чем официальные СМИ, информируют ребят о том, что происходит в науке, творчестве, социальной работе, какие новые технологии применяются в вузе. Поэтому перед пресс-службой вуза, студенческим медиацентром поставлена задача постоянно взаимодействовать со всеми подразделениями ПензГТУ, информировать о происходящих событиях, инициировать медиаповоды и работать со СМИ как региона, так и федерального охвата. И в целом, эта работа выстроена неплохо. Ежегодное количество упоминаний в СМИ о вузе превышает три сотни, то есть практически каждый день наша целевая аудитория получает информацию о направлениях деятельности, студентах и сотрудниках ПензГТУ. Но нам есть над чем работать.
Безусловно, нам нужно расширять пул экспертов, готовых работать для СМИ по разным вопросам – от развития технологий до вопросов воспитания, расширять каналы взаимодействия в социальных сетях. Но здесь я сторонник точечного подхода – нужно анализировать целевую аудиторию социальных сетей и, исходя из этого, использовать эту площадку для взаимодействия.
– Как вы оцениваете рейтинг? Помогает ли он вам оценить результаты вашей деятельности в этом направлении?
– Любой рейтинг дает возможность проанализировать ту или иную ситуацию, получить информацию для размышлений. Мы – вуз, работающий в регионе, которым пресса не так часто уделяет внимание, поэтому быть в топе федеральных каналов постоянно мы не можем. Но активно работаем с пресс-службой Минобрнауки России, с тематическими каналами, такими как, например, «Наука», порталом «Ректоры РФ». Делимся своими достижениями и успехами. Результат – информированность о нашем вузе среди абитуриентов, их родителей, наших партнеров и студентов растет. Количество запросов от СМИ тоже. И этот результат надо поддерживать постоянно. Поэтому перед пресс-службой вуза ставится задача повышения медиаактивности университета и выхода на более высокие позиции в рейтинге.
– Как вам кажется, достаточно ли студенты вуза информированы о деятельности университета, программах, которые в нем реализуются?
– Здесь с уверенностью отвечу: да, достаточно. Те ресурсы, что мы сегодня используем в нашем вузе, позволяют это делать быстро, понятно и доступно. Например, новостная лента сайта обновляется до 5 раз в день. Новости подаются структурированно: на главную страницу, в подразделения и с расчетом на целевые аудитории – абитуриентов, студентов, преподавателей. Такой же подход на основе маркетинговых опросов мы используем и в социальных сетях. Так, наши отечественные студенты предпочитают Instagram и ВКонтакте: более 10 групп различной тематики – студенческого кампуса, медиацентра, центра трудоустройства, студенческого самоуправления, факультетов, творческих и спортивных объединений – представлены там и курируются пресс-службой университета, которая самые интересные и важные новости аккумулирует в официальных аккаунтах ПензГТУ. Наши региональные абитуриенты и их родители «живут» в основном во ВКонтакте, поэтому основная информация размещается здесь и на абитуриентской странице нашего сайта. Иностранным студентам ближе Facebook – и эта основная площадка взаимодействия с ними. Ну и, конечно, работа тьюторов и кураторов студенческих групп в различных мессенджерах. Кстати, сейчас часто в таком формате мы используем Telegram, который также является важной площадкой информирования наших студентов.
– Как вы регулируете медиаактивность, отслеживаете ли внутри вуза, достаточно ли студенты информированы? Проводите какие-то вопросы или что-то подобное?
– Сейчас достаточно различных метрик, позволяющих определить просматриваемость страниц или отдельной новости. Они используются во всех социальных сетях и при работе с ними позволяют оценить востребованность той или иной информации. Но и анкетирование мы проводим. В первую очередь, во время приемной кампании – чтобы определить каналы информирования наших абитуриентов. И знаете, в этом году получили очень показательный результат: 95% наших абитуриентов и их родители не читают газет, не смотрят телепередачи и не слушают радио, по крайней мере, в их классическом варианте. Они живут в интернете и всю информацию черпают, опираясь на поисковые системы и социальные сети. Такой результат мы получили впервые за 15 лет ежегодного мониторинга.
Что касается оценки информированности студентов, то оценить ее просто. Если контент – информационный или событийный – интересен, то мы видим результат: студенты приходят на мероприятия, участвуют в них, делятся на своих персональных страницах откликами – а это лучшая реклама деятельности вуза. А значит, результат достигнут!
– Как вы работаете с соцсетями, как вы ведете информирование на молодую аудиторию — какие инструменты используете, какие каналы и форматы?
– В информировании мы опираемся на четыре социальные сети, которые отвечают нашим целевым аудиториям: ВКонтакте, Instagram, Facebook и Telegram. Именно в такой последовательности, согласно опросам, они востребованы нашими студентами. Кстати, на все группы – официальные и неофициальные нашего университета – я подписан. Работа классическая: анонсирование, информирование, отчет о событии, поздравления, опросы, комментарии и ответы на вопросы. У нас работает студенческий медиацентр: он создает креативную среду в социальных сетях видеообзорами, фоторепортажами, интервью и прочими близкими и понятными современному студенчеству форматами. Востребованные онлайн-трансляции мероприятий стали также частью нашей медиажизни. Например, освещение 1 сентября мы запланировали транслировать в Instagram.
Новое время диктует новые форматы – и мы готовы работать в них!
Информация предоставлена пресс-службой Минобрнауки России
Источник фото: ru.123rf.com