Микробиота кишечника неандертальцев уже включает некоторые полезные микроорганизмы, которые также встречаются в нашем собственном кишечнике, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Communication Biology.

Международная исследовательская группа под руководством Болонского университета достигла этого результата путем извлечения и анализа древней ДНК из фекальных отложений возрастом 50 000 лет, взятых на археологических раскопках Эль-Сальт, недалеко от Аликанте (Испания).

Их статья выдвигает гипотезу о существовании предковых компонентов человеческой микробиоты, которые жили в желудочно-кишечном тракте человека еще до разделения между Homo Sapiens и неандертальцами, которое произошло более 700000 лет назад.

«Эти результаты позволяют нам понять, какие компоненты микробиоты кишечника человека важны для нашего здоровья, поскольку они являются неотъемлемыми элементами нашей биологии также с эволюционной точки зрения, - объясняет Марко Кандела, профессор кафедры фармации и биотехнологии Университет Болоньи, который координировал исследование. - В настоящее время наблюдается постепенное сокращение разнообразия нашей микробиоты в связи с контекстом нашей современной жизни: результаты этой исследовательской группы могут помочь нам в разработке решений с учетом диеты и образа жизни для противодействия этому явлению».

Микробиота кишечника - это собрание триллионов микроорганизмов-симбионтов, которые населяют наш желудочно-кишечный тракт. Он представляет собой важный компонент нашей биологии и выполняет важные функции в нашем организме, такие как регулирование нашего метаболизма и иммунной системы, а также защита нас от патогенных микроорганизмов.

Недавние исследования показали, как некоторые особенности современности, такие как потребление обработанных пищевых продуктов, употребление наркотиков, жизнь в сверхсанитарной среде, приводят к критическому сокращению биоразнообразия микробиоты кишечника. Это истощение происходит главным образом из-за потери набора микроорганизмов, называемых «старыми друзьями».

«Процесс истощения кишечной микробиоты у современных западных городских жителей может стать серьезным тревожным сигналом, - говорит Симоне Рампелли, исследователь из Болонского университета и первый автор исследования. - Этот процесс истощения может стать особенно тревожным, если он будет включать потерю тех компонентов микробиоты, которые имеют решающее значение для нашей физиологии».

Действительно, есть некоторые тревожные признаки. Например, на Западе мы наблюдаем резкое увеличение случаев хронических воспалительных заболеваний, таких как воспалительное заболевание кишечника, метаболический синдром, диабет 2 типа и колоректальный рак.

Как мы можем определить компоненты микробиоты кишечника, которые более важны для нашего здоровья? И как мы можем защитить их с помощью целевых решений? Это было отправной точкой для идеи выявления наследственных черт нашей микробиоты - то есть ядра микробиоты кишечника человека, которая оставалась неизменной на протяжении всей нашей эволюционной истории. Современные технологии позволяют успешно решать эту задачу благодаря новому научному направлению - палеомикробиологии, которая изучает древние микроорганизмы из археологических останков с помощью секвенирования ДНК.

Исследовательская группа проанализировала образцы древней ДНК, собранные в Эль-Сальте (Испания) - месте, где жили многие неандертальцы. Если быть более точным, они проанализировали древнюю ДНК, извлеченную из осадочных фекалий возрастом 50 000 лет (самый старый образец фекального материала, доступный на сегодняшний день). Таким образом, им удалось собрать воедино состав микроорганизмов, населяющих кишечник неандертальцев. Сравнивая состав микробиоты неандертальцев с нашим, можно обнаружить много общего.

«Благодаря анализу древней ДНК мы смогли выделить ядро ​​микроорганизмов, общих с современным Homo sapiens, - объясняет Сильвия Туррони, исследователь из Болонского университета и первый автор исследования. - Это открытие позволяет нам утверждать, что эти древние микроорганизмы населяли кишечник нашего вида до разделения между человеком разумным и неандертальцами, которое произошло около 700 000 лет назад».

Эти предковые компоненты микробиоты кишечника человека включают многие хорошо известные бактерии (среди которых Blautia, Dorea, Roseburia, Ruminococcus и Faecalibacterium), которые имеют фундаментальное значение для нашего здоровья. Действительно, производя короткоцепочечные жирные кислоты из пищевых волокон, эти бактерии регулируют наш метаболический и иммунный баланс. Еще есть бифидобактерии: микроорганизмы, играющие ключевую роль в регулировании нашей иммунной защиты, особенно в раннем детстве. Наконец, в микробиоте кишечника неандертальцев исследователи определили некоторых из этих «старых друзей». Это подтверждает гипотезы исследователей о наследственной природе этих компонентов и об их недавнем истощении в микробиоте кишечника человека из-за нашего современного жизненного контекста.

«В текущем сценарии модернизации, при котором наблюдается постепенное сокращение разнообразия микробиоты, эта информация может служить руководством для комплексных стратегий с учетом диеты и образа жизни для защиты микроорганизмов, которые имеют фундаментальное значение для нашего здоровья, - заключает Кандела. - С этой целью продвижение образа жизни, устойчивого для нашей кишечной микробиоты, имеет первостепенное значение, поскольку это поможет поддерживать конфигурации, совместимые с нашей биологией».

[Фото: eurekalert.org, ru.123rf.com/profile_fotohelin]