Ученый, преподаватель, популяризатор науки, телеведущий. Он мог рассказать о сложном просто, о простом – увлекательно. Область его научных интересов начинается с прикладной электродинамики, ядерной физики и заканчивается теорией преподавания и проблемами народонаселения. Все это – о Сергее Капице, со дня рождения которого прошло 90 лет. Своими воспоминаниями о выдающемся ученом поделились выпускники и сотрудники кафедры общей физики МФТИ, которой Сергей Капица заведовал 33 года.

О роли Сергея Капицы в развитии физического образования обычно говорят мало, однако его заслугу в формировании стратегии кафедры общей физики московского Физтеха и в создании особой атмосферы учебного процесса сложно переоценить. Он сохранил и развил основы, которые были заложены его отцом Петром Капицей, лауреатом Нобелевской премии, одним из основателей МФТИ. Сергей Петрович всегда делал особый акцент на том, чтобы студент не только знал материал, но в первую очередь понимал его: поэтому на экзамене разрешалось – и разрешается до сих пор – пользоваться учебными материалами.

Еще один важный «кит», на котором строится уникальная система образования Физтеха, – это развитие самостоятельности студентов. Молодые физики могут сами принимать решение, посещать то или иное занятие или нет, главное – чтобы все было сдано в срок. Проявляется это и в форме экзамена, которая традиционно состоит из устной и письменной части. Первая включает в себя вопрос по выбору самого студента (эту «реформу» поддержал в 1969 г. Сергей Капица), вторая – задачи. И порой последняя часть проходит не без историй.

Конец 1960-х, еще нет мобильных телефонов, мало у кого есть печатные машинки. Зимняя сессия у студентов третьего курса. Задачи сложные. Но ребята к ним хорошо подготовились: соорудили самодельный передатчик-приемник, по которому им надиктовывали решение друзья, что сидели в общежитии.

– Самое интересное, – рассказывает Юрий Самарский, профессор кафедры общей физики МФТИ, – что они сделали передатчик на частотах КГБ. Поднялся очень большой шум, передатчик быстро забрали. Стоял вопрос о том, чтобы исключить ребят из института. Но Сергей Петрович сказал, что их нельзя исключать ни в коем случае, а наоборот – им надо выписать премию, потому что они сделали то, за что обычно ставят «пятерку» на госэкзамене.

Для Сергея Капицы было важно личное отношение ученого к физике. Начинающего или уже состоявшегося. Его же отношение проявлялось в любви к эксперименту. Он умел его подать, и делал это красиво, как отметил Владимир Овчинкин, преподаватель кафедры общей физики МФТИ. В студенческие годы он редко посещал лекции выдающегося профессора, но когда послушал его вновь, уже будучи преподавателем, заинтересовался, увлекся.

– Я тоже слушал лекции Сергея Петровича, – вспоминает выпускник Физтеха, проректор по научной работе Российского нового университета (РосНОУ) Евгений Палкин. – Одну лекцию я запомнил на всю жизнь. Он рассказывал про адиабатическое расширение газов и сам лично проводил эксперимент. Баллон с углекислым газом, открываем – дальше знаем, что происходит. Температура падает настолько, что вместо углекислого газа летит снег. Он все это нам рассказал. Но когда он сам открыл баллон и увидел, насколько большой сугроб образовался на столе – я прочел в его глазах удивление, даже испуг. Он закрыл баллон, все порадовались, поаплодировали, лекция закончилась. Тот факт, что ученый, понимая, что произойдет, не всегда сможет адекватно оценить результат, но найдет в себе силы довести эксперимент до конца – это многого значит.

Сергей Капица был не только талантливым педагогом, но в целом человеком креативным, идейным. По его инициативе с английского языка были переведены многие учебники (например, «Статистическая термодинамика» Ч. Киттеля), выпущен «Сборник задач по общему курсу физики» в трех частях. Ему принадлежит идея построить в Пущино синхротронный источник. Юрий Цыпенюк, профессор кафедры общей физики, который работал вместе с Сергеем Петровичем в Институте физических проблем им. П.Л. Капицы РАН, вспоминает, что это была непосильная задача: создать проект ускорителя на 1 ГэВ, когда в лаборатории было всего лишь 15 сотрудников. Проект создать удалось – но его не реализовали.

Воплотить в жизнь удалось другой, самый главный проект. Сергей Капица запустил научно-популярную телепередачу «Очевидное-невероятное», в которой выступил и главным ведущим. Она выходила с 1973 по 2012 год и принесла ее автору Премию Калинги, которая присуждается за достижения в области популяризации науки. Сегодня эту передачу назвали бы если не «панацеей», то мощным лекарством против лженауки, о которой не перестают возникать дискуссии. Сергей Петрович раскрывал даже самый простой вопрос так доказательно и наглядно, что ему можно было доверять без сомнений.

Подход этого ученого к науке и к образованию сохраняют и сегодня в стенах Московского физико-технического института:

– Самый важный результат, – отметил заведующий кафедрой общей физики МФТИ Александр Максимычев, – то, что не ржавеет и не подвержено тлению. Это те нематериальные сущности, которые были созданы при самом активном участии Сергея Петровича. Заложена идеология, создана совершенно специфическая аура и именно это является наиболее долговечным и важным на мой взгляд.

Такую же ауру создают и в РосНОУ, руководство которого преимущественно – «физтеховское». И 14 февраля – в день рождения Сергея Капицы – студенты этого университета отмечают День влюбленных в науку.