С 12 по 16 октября команды на базе Новосибирского государственного университета состоялся VII Международный турнир естественных наук INST’16. За награды соревнования боролись студенческие команды из Испании, Индонезии, Сингапура и России. «Золото» турнира завоевали участники из Национального университета Сингапура. Об особенностях этого уникального научного соревнования узнал наш корреспондент.
«Все студенты со всего мира имеют одну и ту же проблему — они усердно учатся, но часто задаются вопросом, как же приложить к практике эти знания», — говорит президент центрального оргкомитета турнира Александра Суворова. Именно с этой идеи в свое время начинался турнир, она и задает его основное содержание. Студенты здесь решают задачи из реальной практики производственных предприятий, сформулированные специалистами в соавторстве с учеными, входящими в методический совет турнира. Кстати, по признанию организаторов, за семилетнюю историю Турнира компаниями внедрено в реальную практику уже три решения, найденных на турнире, а участниками соревнований создано четыре стартапа.
Итак, никто не знает правильного решения задачи — его, в самом деле, не существует до тех пор, пока студенты не найдут его сами. И как любая реальная задача, задачи турнира не привязаны к одной определенной науке или области знаний. Найти оптимальное решение можно, применив весь багаж знаний по естественным наукам — химии, материаловедению, физике, биологии, медицине, инженерии и так далее.
«Здесь живет дух науки, креативность, мышление, интеллект», — сказал ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук, характеризуя атмосферу турнира. Ведущий сибирский вуз впервые принимал у себя INST, перехватив эстафетную палочку у Санкт-Петербургского государственного университета, и справился с задачей прекрасно. Гостей из теплых стран новосибирский Академгородок удивил не только снегом на улицах, но и «концентрацией науки на квадратный метр», как выразился один из участников состязания после экскурсии по университету.
Сама схема проведения INST достаточно непривычна. Это что-то среднее между олимпиадой, хакатоном и science slam. Во-первых, ребята работают в командах, что помогает объединять усилия и знания, но, конечно, требует и определенных навыков совместной работы, разделения ответственности и так далее. Но решение мало найти, его нужно еще и отстоять «в бою». В формате дебатов каждая команда представляет свой вариант решения проблемы, необходимо защитить свою точку зрения в научной полемике с оппонентом, которого определит жребий — естественно, все дебаты проходят на английском языке.
Такой формат был опробован на школьных турнирах юных физиков, впервые прошедший еще около 30 лет назад в СССР и начавший очень бурно развиваться. «Ученик с учеником как бы дерутся на шпагах, поэтому такое соревнование называется турниром», — поясняет Александра Суворова. По ее словам, в прошлом году национальное сообщество физиков назвало турнирный формат лучшим образовательным форматом. И вот уже седьмой год турниры проводятся и для студентов, сначала для химиков, а с 2011 года — как междисциплинарный.
Но вернемся к INST’16. По итогам отборочного тура в финал по решению жюри выходит три команды, которые дальше сражаются уже между собой, среди них и определяется победитель. В финале INST’16 за награды состязались команды из Национального университета Сингапура, Университета Индонезии и Университета Саламанки в Испании, оставив позади российские команды.
«Студенты из Сингапура выиграли абсолютно заслуженно. Команда показала большую эрудицию и отличные навыки ораторского искусства, стабильно и уверенно отвечая на вопросы оппонентов и жюри. Победители представили наиболее подробные и разносторонние решения сложных задач в сфере биологии. Особенно запомнилась и вызвала бурную полемику среди членов жюри задача по созданию вещества для пассивной защиты открытых ран. Команда успешно использовала последние результаты научных исследований в этой области, изучила наработки и сформировала собственную концепцию», — говорит председатель жюри Турнира Даниил Колоколов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института катализа СО РАН.
Задачи INST’16
Предлагаем читателям несколько примеров задач, которые решали студенты, в сокращенной формулировке.
— Предложите модель и технологию работы «умного сорбента», способного подстраиваться под условия окружающей среды, меняя свои свойства так, чтобы с максимальной эффективностью поглощать химические загрязнители, которые в данный момент присутствуют в воздухе.
— Сухой корм для домашних животных получается экструзией муки животного и растительного происхождения. При хранении входящие в состав жиры окисляются, что приводит к порче корма. Предложите метод защиты корма от окисления и продления его срока годности. Введение добавок (BHA, BHT) в состав нежелательно, т.к. это может уменьшить привлекательность корма для животных.
— Предложите метод промышленного производства оптимального с вашей точки зрения ракетного топлива для межпланетного полета. Топливо должно быть синтезировано или добыто в условиях марсианской миссии. Хватит ли произведенного вами топлива для того, чтобы долететь от Марса до Земли? В обратный путь на Землю должны иметь возможность полететь хотя бы два человека.