2 ноября 2021 года отметили 300-летие со дня провозглашения России империей и принятия Петром Великим титула Императора Всероссийского и Отца Отечества. К юбилейной дате приурочен Международный круглый стол «Два века Российской империи».
12 ноября в Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова ведущие российские и зарубежные историки, государственные и политические деятели приняли участие в дискуссии о «сложных исторических событиях» и значении Российской империи на мировой политической арене.
Гостей круглого стола поприветствовали ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий, глава Российского Императорского дома Мария Владимировна Романова, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Начало дискуссии положило выступление председателя Российского исторического общества Сергея Евгеньевича Нарышкина. Спикер осветил тему перехода России в статус империи: «Московское царство, включившее в свой состав Казанское и Астраханское ханства уже имело имперский опыт. К началу XVIII века вопрос стоял скорее о вхождении России в круг великих европейских держав, росте ее могущества... К этому времени на Западе сложилась своя иерархия империй. Ведущими среди них были колониальные, стремившиеся охватить своим влиянием весь мир, опоясать другие страны плотной сетью экономически обменов, причем неравноправных. Нынешнее агрессивное доминирование Запада в международной политике, идея однополярности и «демократических интервенций» – в каком-то смысле наследие тех империй». С. Е. Нарышкин выступил с предложением провести в 2022-ом году дискуссию о культурно-политическом наследии Российской Империи в СССР, приурочив мероприятие к столетнему юбилею образования Советского Союза.
Член Президиума Российского исторического общества Сергей Павлович Карпов объяснил различие между коннотациями терминов «империя» и «империализм». Идея империи восходит к I веку, к установлению принципата Августа и рождению Иисуса Христа. В основе империи – идеи единства, универсальности и бесконечности. В период правления Юстиниана и активной христианизации устанавливается принцип делегирования власти народом императору. Непререкаемость власти сочетается с возможностью ниспровержения императора. Таким образом империя становится гарантом стабильности и порядка. С. Карпов отметил: «Империя всегда имеет мессианистический характер, распространяет культуру, цивилизацию, веру. Византия воплощает идею симфонии – равнозначности божественного и светского. Власть басилевса абсолютная, богоизбранная».
Каким же образом Россия прошла путь становления империи?
Владимир Святой назывался каганом, но не принимал титул императора, потому как Киевская Русь состояла в Византийском содружестве, а существование двух империй не допускалось. Когда Карл Великий провозгласил себя императором, на Востоке его притязания оценили, как узурпацию. Но вскоре Византия пошла на уступки: Карл был признан императором франков, Византийский царь оставался повелителем ойкумены, вселенной.
Иван III в 1489 г. отказывается от королевского титула: «Моя корона выше королевской…» Реализуется концепция «Москва – третий Рим», правитель Московии – преемник императора. Теория закрепляется при Алексее Михайловиче. В 1721 году Петр Великий берет за основу опыт политической организации двух великих христианских империй – Римской и Византийской. Например, по историческому образцу вводится табель о рангах.
С. Карпов подчеркнул, что империя – гарантия порядка для преодоления хаоса, империя и империализм – разные конструкции, в основе создания империи - привлечение «народа в лоно общего развития».
Член Совета Российского исторического общества Валерий Александрович Тишков выступил с докладом «Отечество и нация в Российской империи», затронув вопрос национального самосознания, как характеристики общества в целом, в его историческом развитии: «Я различаю две мировоззренческие позиции. Одна – позитивистско-социологическая, она опирается на схожесть или несхожесть материальной культуры, свидетельство общей власти и веры, данные о языке и письменных источниках <…> Другая доминирует сегодня в мировом обществознании. Ее условно можно назвать интерпретивно-конструктивистской: прошлые представления людей и природа их коллективных связей серьезно отличались от современных, социальные коалиции и коллективы, включая протогосударственные образования, основывались не столько на культурной общности, сколько на сеньориальной зависимости, на династической солидарности и лояльности подданных, на единых правовых нормах, на вере, на соотношении военно-политической силы завоевателей и данников».
Британский историк-русист Доминик Ливен осветил тему «Россия в европейской системе великих держав: Петровская традиция», объяснив, почему именно империя Петра обрела мировое господство в XVIII веке, конкурируя с Османской империей и западными государствами.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам, и. о. декана ФГУ МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель Совета отделения РИО в Нижегородской области Вячеслав Алексеевич Никонов поднял вопрос существования Российской империи и выявил ее характерные особенности. Если брать за основу определение империи, политическое устройство России в 1721 году не изменилось. Значит, этот формат правления установлен гораздо раньше. В. Никонов сослался на труды А.Н. Кирпичникова: культурная общность на Руси фиксируется со второй половины X века. Но Киевская Русь – скорее феодальная империя, типологически близкая к европейским средневековым государствам. В период татаро-монгольского нашествия Русь знакомится с устройством империи Чингизидов, которая «простиралась от Китая до Твери», этот исторический опыт влияет на становление Российского государства. В. Никонов называет форму политической организации в Российской империи «самой человечной государственностью во всемирной истории», вспоминая об автономии зависимых территорий при Александре I, о запрете на внедрение крепостного права в Поволжье и за Уралом, о запрете на насильственную христианизацию населения.
Основная черта, выделяющая Российскую империю на мировой арене, - отсутствие системы национального господства: дворянство многонационально, и русских родов в элитарном обществе меньшинство. В. Никонов заметил, что по результатам переписи населения за 1897 год лишь 53% потомственных дворян назвали своим родным русский язык.
В рамках круглого стола «Два века Российской империи» затронуты темы имперской экспансии с целью расширения территорий, экономического развития Российской империи в XVIII-XX веках, значении государственных символов.
Дискуссию подытожил исполняющий обязанности декана исторического факультета МГУ, академик РАО, Лев Сергеевич Белоусов: «У нас была свободная дискуссия, университет – отличная площадка для такого рода мероприятий. Мы приветствуем разные точки зрения, научно обоснованные, конкретные. И применительно к такой острейшей теме, как Российская империя, они проявились. <…> В ходе нашей работы я больше услышал вопросов, чем ответов. Это значит, что для нас, для профессиональных историков, есть поле для дальнейшей работы».
Увидеть трансляцию можно на официальном сайте МГУ им. М.В. Ломоносова.
Автор: Ксения Луженкова