Метаморфозы галактик

Похоже, дисковидные галактики со временем превращаются в сферические — либо сталкиваясь друг с другом, либо «толстея» в индивидуальном порядке.

Астрономы из Кардиффского университета (Уэльс, Великобритания), под руководством профессора Стива Илза (Steve Eales) впервые нашли доказательства того, что галактики со временем меняют свою форму. Статью об этом, опубликованную в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, пересказывает сайт UPI.

Ученые обобщили данные наблюдений примерно 10 000 галактик. Все галактики они разделили на два типа: плоские вращающиеся дисковидные (вроде нашего Млечного Пути) и большие сферические галактики, в которых звезды расположены хаотично. Оказалось, что галактики первого типа могут превращаться в галактики второго.

«Наблюдая звездное небо сегодня и вглядываясь в прошлое с помощью телескопов Hubble и Hershel, наша команда показала, что значительная доля галактик прошла через большие метаморфозы с тех пор, как они впервые сформировались после Большого взрыва», — говорится в пресс-релизе университета.

Ученые также установили, что 83% всех звезд образовались со времен Большого взрыва именно в дисковидных галактиках. Но сейчас в таких галактиках осталось только всех 49% звезд.

Следовательно, многие дисковидные галактики превратились в сферические. Как же это произошло? Ученые выдвинули две версии. Согласно первой, дисковидные галактики сталкивались друг с другом, в результате увеличиваясь и теряя свою структуру (о том, что происходит при столкновении двух галактик, в зависимости от соотношения их масс, мы недавно уже писали). По второй версии, образующиеся в дисковидных галактиках звезды постепенно мигрировали к их центру, в результате чего эти галактики «толстели».

«Многие люди предполагали, что подобные метаморфозы происходили, но мы впервые смогли точно рассчитать масштабы этих изменений, — сказал профессор Илз. — Галактики — это "строительные блоки" Вселенной, так что эти метаморфозы, безусловно, представляют собой одно из самых значительных изменений за последние 8 млрд лет».

Напомним, в начале этого месяца стало известно об обнаружении самого большого из известных на данный момент явлений во Вселенной — кольца гамма-вспышек диаметром в 5 млрд световых лет, расположенного в 7 млрд световых лет от Земли. Астрономы предполагают, что это гигантское кольцо галактик.

вращающиеся дисковидные галактики галактики сферические галактики