Ученые из Университета Суонси (Великобритания) обнаружили, что мед Манука может стать альтернативой антибиотикам для лечения устойчивых к противомикробным препаратам респираторных инфекций, особенно смертельных бактерий, которые могут сопровождать инфекции кистозного фиброза, сообщатся на сайте университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Microbiology.

Используя легочную ткань свиней, специалисты лечили выращенные бактериальные инфекции, имитирующие те, которые наблюдаются у пациентов с муковисцидозом, с помощью меда Манука. Результаты показали, что мед был эффективен на 39% по сравнению с 29% для антибиотиков. А вместе антибиотик и мед убили 90% протестированных бактерий.

Мед Манука получают из нектара новозеландского чайного дерева (Leptospermum scoparium), известного сильными антимикробными свойствами. Эту особенность в 1980-х годах обнаружил профессор Петер Молан (Peter Molan). Ранее было доказано, что этот вид меда способен убивать устойчивые к антибиотикам бактерии, присутствующие в поверхностных ранах.

Кистозный фиброз (муковисцидоз) — это наследственное заболевание, вызванное генетической мутацией, которое характеризуется поражением желез внешней секреции и тяжелыми нарушениями дыхательной функции. Проблема, от которой страдают пациенты с муковисцидозом, - это хронические и длительные респираторные инфекции, которые часто приводят к летальному исходу из-за присутствия определенных бактерий, устойчивых ко многим (если не ко всем) антибиотикам, которые в настоящее время имеются в распоряжении врачей.

От бактерий, которые не могут быть удалены из легких с помощью антибиотиков, можно, в крайнем случае, избавиться пересадкой легких. Однако это сопряжено с некоторыми рисками, поскольку бактерии, вызвавшие первоначальную инфекцию, все еще могут быть обнаружены в верхних дыхательных путях и мигрировать в новые легкие, что делает трансплантат неэффективным.

У некоторых пациентов прогноз хуже, поскольку они инфицированы смертельно опасными бактериями, такими как Pseudomonas и Burkholderia cepacia complex, которые трудно убить (из-за множественной устойчивости к антибиотикам) и вызывают обширное повреждение легких. В некоторых случаях просто их присутствие внутри пациента может помешать ему получить спасительную трансплантацию легких.

Эффективность антибиотиков против этих смертельных инфекций вызывает огромную обеспокоенность, поэтому так необходимо найти подходящие нетоксичные альтернативы.

[Фото: rawpixel / ru.123rf.com]