Ученые из Гарвардского университета во главе с Томом Хискоком (Tom Hiscock) свели все модели, описывающие появление в окрасе животных полосок определенной формы, к одному уравнению. Работа опубликована в журнале Cell Systems, о результатах исследования рассказывает Science News.

«Мы хотели создать одну простую модель, которая давала бы достаточно большую картину, чтобы включить в себя все существующие сейчас объяснения. Мы можем разобраться с тем, что общего между молекулярными, клеточными и механическими гипотезами, а потом построить эксперименты, которые бы нашли или не нашли различия между ними», — сказал Хискок.

Полосы, вообще, не так сложно моделировать математически, и начало этой работе положил еще знаменитый математик Алан Тьюринг. Его модель объясняет, как полоски возникают при взаимодействии разных концентраций веществ: пигмента, определенного химического элемента или типа клеток. Но что не получалось объяснить таким образом, так это ориентацию полос на теле животного.

Исследование гарвардских ученых было сфокусировано именно на этом вопросе: например, почему полоски у тигра идут поперек тела, а у зебры — вдоль. Созданная модель показала, что достаточно внести незначительного изменения в начальные данные, чтобы повлиять на ориентацию полосок. Она предсказывает три основных фактора, влияющих на полоски: изменения в содержании вещества, влияющего на плотность полос, изменение самого процесса формирования и физические изменения молекулярных, клеточных или механических основ происхождения полос.