С древних времен и по сей день человек неустанно стремится к красоте. Для ублажения нашего зрения мы создали великие картины, для слуха — музыку, а вот для обоняния человечество изобрело парфюмерию. Но если за последние столетия вуаль тайны вокруг художников и музыкантов заметно спала, то аура загадочности вокруг парфюмеров сохраняется и сейчас. Где в России научиться профессии парфюмера, что для этого нужно и сколько в этом науки, а сколько — искусства, попытался разобраться корреспондент «Научной России».

«Если оглянуться на несколько веков назад, то профессия “парфюмер” появилась очень давно в неявном виде. Она постепенно выкристаллизовывалась из гильдии аптекарей, у которых в основном и были сосредоточены знания о применении лекарственных и ароматических растений. Необходимость применения душистых веществ закрепилась в обиходе европейцев с целью придания приятного аромата перчаткам из телячьей кожи, чтобы отбить запах самой кожи и дубильных веществ. Применяли смеси масел и для маскировки неприятных запахов тела, так как считалось, что мыться вредно, а болезни передаются через воду», — рассказал исполняющий обязанности заведующего кафедрой технологии химико-фармацевтических и косметических средств РХТУ им. Д.И. Менделеева Павел Евгеньевич Вандышев.

Парфюмерия как искусство зародилась уже очень давно и применялась в ритуалах, лечении недугов. Ароматические масла, благовония и смолы символизировали богатство, статус и связь с божественным. В религиозных обрядах Древнего Египта использовались эфирные масла ладана, кипариса и лотоса, а мирру применяли в жертвоприношениях и мумификации. В Древнем Китае популярностью пользовались ароматы жасмина, сандалового дерева и розы, а в Индии важную роль играли ароматические экстракты.

Реклама нового парфюма, Англия. Луис Рхед, 1895 г.

Реклама нового парфюма, Англия. Луис Рхед, 1895 г.

Археологические находки подтверждают древность этого искусства. В 2003 г. на Кипре была обнаружена мастерская, где во II тыс. до н.э. изготавливались духи. Среди находок — перегонные кубы, сосуды для смешивания и флаконы для ароматов. Парфюмерия упоминается даже в Библии, где описывается использование ароматических масел. В VII в. н.э. в Северной Индии были зафиксированы ранние упоминания о дистилляции эфирных масел, таких как масло орлиного дерева. А в IX в. арабский химик аль-Кинди написал трактат «Книга химии духов и дистилляции», где описал более 100 рецептов ароматических масел и технологий их производства.

Однако после падения Римской империи использование духов стало ассоциироваться с тщеславием и даже греховностью, и на долгое время их применение ограничилось исключительно церковными обрядами, где использовались мирра и ладан. Возрождение парфюмерии началось с налаживания торговых связей с Востоком. С появлением спирта, объяснил П.Е. Вандышев, стало развиваться производство и более привычных для нас видов парфюмерии — одеколонов, духов. Парфюмеры начали придумывать ароматы, а не просто использовать какое-либо эфирное масло. Работа шла в разных направлениях: повторения природных запахов, чаще всего аромата конкретного цветка (ландыш, сирень, роза, фиалка), или создания новых, фантазийных духов (королевский папоротник).

Наполеон Бонапарт был одним из самых известных поклонников одеколона — он использовал его настолько обильно, что современники утверждали, будто он буквально «мыл им голову и плечи». В России же парфюмерия начала развиваться в XVIII в. как часть медицины: духи изготавливались фармацевтами и продавались в аптеках. Популярными ароматами были роза и мята, но со временем ассортимент расширился благодаря сочетанию розового масла, бергамота, цитрусовых и лаванды. Интерес к духам усилился во время эпидемии чумы в Москве в 1770 г., когда возникло поверье, что ароматы обладают целебными свойствами и могут защитить от болезней.

Реклама пудры и губной помады, СССР. Максим Литвак-Максимов, 1938 г.

Реклама пудры и губной помады, СССР. Максим Литвак-Максимов, 1938 г.

Фабричное производство парфюмерии в России началось в 1840-х гг. благодаря изобретению синтетических душистых веществ. И сегодня для присутствия парфюмерной продукции на современном рынке ограничиться только созданием аромата нельзя. Чтобы дойти до потребителя, аромат должен быть не только придуман (сочинен), но и выпущен в промышленных масштабах.

«Здесь мы переходим к вопросам масштабирования — от лаборатории парфюмера к промышленному производству. Сделать это невозможно без технологических знаний. В технологии парфюмерии есть различные этапы: смешивание композиции из базовой и других душистых веществ, растворение в спирте, отстаивание и выстаивание (разные стадии с похожими названиями), фильтрование готовой продукции. Потом необходимо произвести розлив, упаковку, маркировку. Проверить качество готового продукта перед отправкой заказчику. Входной контроль сырья — также необходимый этап работы», — объяснил П.Е. Вандышев.

В 2024 г. РХТУ им. Д.И. Менделеева принял студентов на первую в России программу магистратуры по подготовке парфюмеров-технологов. В магистерской программе «Технология парфюмерно-косметических композиций» студенты изучают дисциплины обязательного и вариативного блоков: принципы создания парфюмерных композиций, химию и технологию синтетических душистых веществ, коллоидно-химические свойства дисперсных систем, технологию парфюмерно-косметических средств, свойства и применение натуральных душистых веществ, основы микробиологии парфюмерно-косметических композиций, управление качеством и анализ парфюмерной продукции.

П.Е. Вандышев

П.Е. Вандышев

«В производстве косметической продукции применяются душистые вещества. Технологический процесс каждого такого продукта имеет свои ярко выраженные особенности: здесь и работа с жировой и водной фазами при определенных температурах, и смешивание, и гомогенизация, и т.д. Таким образом, специалист в области технологии парфюмерно-косметических композиций должен обладать знаниями в области аналитической, органической, коллоидной химии, процессов и аппаратов химических производств. Внесение даже небольшого количества душистых веществ в косметический состав может привести к нежелательным последствиям. Например, эмульсия может стать нестабильной, попросту говоря, расслоиться. Это область коллоидной химии. А знания в области органической химии позволяют оценить, как душистые вещества могут изменяться в зависимости от условий хранения или введения их в сложные косметические составы. Немаловажным видится и последующее продвижение разработанного продукта, поэтому в магистерский курс включены дисциплины, связанные с маркетингом и рекламой. Таким образом, весь набор дисциплин нашего курса позволит выпускнику реализовать себя на том этапе производства парфюмерно-косметической продукции, который будет ему наиболее интересен», — отметил П.Е. Вандышев.

При этом парфюмерия все еще остается профессией, относящейся к области скорее искусства, чем науки. Парфюмер проявляет в работе свою индивидуальность, особенности личности. Создание новых ароматов — процесс творческий, и в последнее время наблюдается тенденция к появлению большого количества фантазийных ароматов. Порой это ароматы странные: денег, табака, сырой земли. Эти ароматы вызовут у каждого человека собственные ассоциации, эмоции и ощущения. Парфюмер же имеет свое представление о каждой такой задаче и ассоциативном ряде. Он может создать несколько вариантов ароматов и парфюмерных композиций, а потом выбирать из них готовые или дорабатывать образцы дальше.

Автор неизвестен. «Пятнадцать миллионов человек покупают мыло Букет моей бабушки». 1926 г.

Автор неизвестен. «Пятнадцать миллионов человек покупают мыло Букет моей бабушки». 1926 г.

Универсального приятного запаха не существует из-за субъективности восприятия. Однако есть ароматы, которые нравятся многим. Например, англичане особенно любят запах свежеиспеченного хлеба, а в России предпочтение отдают фруктовым и цветочным ароматам. Но даже свежий воздух без резких ароматов способен вызывать бодрость и улучшать настроение, что связано с высоким содержанием кислорода.

Процесс восприятия запахов начинается с того, что ароматические молекулы вместе с воздухом проникают в нос. Проходя через носовые полости, воздух согревается и очищается, после чего достигает обонятельного эпителия — области в носовой полости, покрытой слизью и содержащей обонятельные нейроны. Эти нейроны фиксируют запахи, а обонятельные рецепторные белки связываются с молекулами ароматических веществ. Далее рецепторы преобразуют полученную информацию в электрические сигналы и отправляют их в обонятельные луковицы, которые находятся в мозге на уровне переносицы.

Обонятельные луковицы играют ключевую роль в обработке запахов. Они принимают сигналы от рецепторов, кодируют их в уникальные импульсы и передают в обонятельный центр, расположенный в коре головного мозга. Обонятельные нейроны обновляются каждые четыре-восемь недель, постепенно адаптируясь к запахам, которые человек ощущает наиболее часто. Это позволяет тренировать обонятельную систему.

«Во-первых, парфюмеру необходимы знания в области коллоидной химии. Эта наука позволяет оценить стабильность и свойства таких сложных систем, как эмульсии. Внесение даже небольших изменений в состав влияет на коллоидно-химические свойства системы. Это может приводить к ухудшению потребительских свойств продукции и к нестабильности смеси при хранении. Во избежание неприятных процессов нужно заранее оценивать возможные результаты взаимодействия компонентов системы. Во-вторых, нужны знания в органической химии. Грамотный специалист должен понимать, с чем работает. Помимо душистых веществ (как натуральных, так и синтетических), есть эфирные масла, настои, экстракты, абсолюты. Все это — сложные смеси органических веществ, и их качество напрямую зависит от их состава и условий хранения», — уточнил П.Е. Вандышев.

Идея внедрения новой учебной программы по подготовке парфюмеров-технологов в РХТУ им. Д.И. Менделеева исходила от Министерства промышленности и торговли РФ. Это, по мнению ученого, говорит о взвешенной оценке потребности, направленной на формирование технологического суверенитета даже в тех отраслях, которые не считаются основными для экономики, но, очевидно, повышают качество и уровень жизни населения. Ученый уверен, что к работе парфюмера есть интерес со стороны как профессионального сообщества, так и будущих молодых специалистов в этой области. Так что у выпускников новой магистерской программы есть все шансы быть востребованными и на отечественном, и на внешнем рынке труда.

«Есть ли у российской парфюмерной промышленности шансы выстроить мировые парфюмерные бренды? Уверен, что да. Вопрос заключается в том, насколько нам доступны знания и преодолимы ограничения, введенные регуляторами в странах, формирующих мировую парфюмерную отрасль. Дорогу осилит идущий. А талантливый инженер, творческий человек обязательно найдет нишу, которая будет востребована», — заключил П.Е. Вандышев.