С древних времен и по сей день человек неустанно стремится к красоте. Для ублажения нашего зрения мы создали великие картины, для слуха — музыку, а вот для обоняния человечество изобрело парфюмерию. Но если за последние столетия вуаль тайны вокруг художников и музыкантов заметно спала, то аура загадочности вокруг парфюмеров сохраняется и сейчас. Где в России научиться профессии парфюмера, что для этого нужно и сколько в этом науки, а сколько — искусства, попытался разобраться корреспондент «Научной России».
«Если оглянуться на несколько веков назад, то профессия “парфюмер” появилась очень давно в неявном виде. Она постепенно выкристаллизовывалась из гильдии аптекарей, у которых в основном и были сосредоточены знания о применении лекарственных и ароматических растений. Необходимость применения душистых веществ закрепилась в обиходе европейцев с целью придания приятного аромата перчаткам из телячьей кожи, чтобы отбить запах самой кожи и дубильных веществ. Применяли смеси масел и для маскировки неприятных запахов тела, так как считалось, что мыться вредно, а болезни передаются через воду», — рассказал исполняющий обязанности заведующего кафедрой технологии химико-фармацевтических и косметических средств РХТУ им. Д.И. Менделеева Павел Евгеньевич Вандышев.
Парфюмерия как искусство зародилась уже очень давно и применялась в ритуалах, лечении недугов. Ароматические масла, благовония и смолы символизировали богатство, статус и связь с божественным. В религиозных обрядах Древнего Египта использовались эфирные масла ладана, кипариса и лотоса, а мирру применяли в жертвоприношениях и мумификации. В Древнем Китае популярностью пользовались ароматы жасмина, сандалового дерева и розы, а в Индии важную роль играли ароматические экстракты.
Археологические находки подтверждают древность этого искусства. В 2003 г. на Кипре была обнаружена мастерская, где во II тыс. до н.э. изготавливались духи. Среди находок — перегонные кубы, сосуды для смешивания и флаконы для ароматов. Парфюмерия упоминается даже в Библии, где описывается использование ароматических масел. В VII в. н.э. в Северной Индии были зафиксированы ранние упоминания о дистилляции эфирных масел, таких как масло орлиного дерева. А в IX в. арабский химик аль-Кинди написал трактат «Книга химии духов и дистилляции», где описал более 100 рецептов ароматических масел и технологий их производства.
Однако после падения Римской империи использование духов стало ассоциироваться с тщеславием и даже греховностью, и на долгое время их применение ограничилось исключительно церковными обрядами, где использовались мирра и ладан. Возрождение парфюмерии началось с налаживания торговых связей с Востоком. С появлением спирта, объяснил П.Е. Вандышев, стало развиваться производство и более привычных для нас видов парфюмерии — одеколонов, духов. Парфюмеры начали придумывать ароматы, а не просто использовать какое-либо эфирное масло. Работа шла в разных направлениях: повторения природных запахов, чаще всего аромата конкретного цветка (ландыш, сирень, роза, фиалка), или создания новых, фантазийных духов (королевский папоротник).
Наполеон Бонапарт был одним из самых известных поклонников одеколона — он использовал его настолько обильно, что современники утверждали, будто он буквально «мыл им голову и плечи». В России же парфюмерия начала развиваться в XVIII в. как часть медицины: духи изготавливались фармацевтами и продавались в аптеках. Популярными ароматами были роза и мята, но со временем ассортимент расширился благодаря сочетанию розового масла, бергамота, цитрусовых и лаванды. Интерес к духам усилился во время эпидемии чумы в Москве в 1770 г., когда возникло поверье, что ароматы обладают целебными свойствами и могут защитить от болезней.
Фабричное производство парфюмерии в России началось в 1840-х гг. благодаря изобретению синтетических душистых веществ. И сегодня для присутствия парфюмерной продукции на современном рынке ограничиться только созданием аромата нельзя. Чтобы дойти до потребителя, аромат должен быть не только придуман (сочинен), но и выпущен в промышленных масштабах.
«Здесь мы переходим к вопросам масштабирования — от лаборатории парфюмера к промышленному производству. Сделать это невозможно без технологических знаний. В технологии парфюмерии есть различные этапы: смешивание композиции из базовой и других душистых веществ, растворение в спирте, отстаивание и выстаивание (разные стадии с похожими названиями), фильтрование готовой продукции. Потом необходимо произвести розлив, упаковку, маркировку. Проверить качество готового продукта перед отправкой заказчику. Входной контроль сырья — также необходимый этап работы», — объяснил П.Е. Вандышев.
В 2024 г. РХТУ им. Д.И. Менделеева принял студентов на первую в России программу магистратуры по подготовке парфюмеров-технологов. В магистерской программе «Технология парфюмерно-косметических композиций» студенты изучают дисциплины обязательного и вариативного блоков: принципы создания парфюмерных композиций, химию и технологию синтетических душистых веществ, коллоидно-химические свойства дисперсных систем, технологию парфюмерно-косметических средств, свойства и применение натуральных душистых веществ, основы микробиологии парфюмерно-косметических композиций, управление качеством и анализ парфюмерной продукции.
«В производстве косметической продукции применяются душистые вещества. Технологический процесс каждого такого продукта имеет свои ярко выраженные особенности: здесь и работа с жировой и водной фазами при определенных температурах, и смешивание, и гомогенизация, и т.д. Таким образом, специалист в области технологии парфюмерно-косметических композиций должен обладать знаниями в области аналитической, органической, коллоидной химии, процессов и аппаратов химических производств. Внесение даже небольшого количества душистых веществ в косметический состав может привести к нежелательным последствиям. Например, эмульсия может стать нестабильной, попросту говоря, расслоиться. Это область коллоидной химии. А знания в области органической химии позволяют оценить, как душистые вещества могут изменяться в зависимости от условий хранения или введения их в сложные косметические составы. Немаловажным видится и последующее продвижение разработанного продукта, поэтому в магистерский курс включены дисциплины, связанные с маркетингом и рекламой. Таким образом, весь набор дисциплин нашего курса позволит выпускнику реализовать себя на том этапе производства парфюмерно-косметической продукции, который будет ему наиболее интересен», — отметил П.Е. Вандышев.
При этом парфюмерия все еще остается профессией, относящейся к области скорее искусства, чем науки. Парфюмер проявляет в работе свою индивидуальность, особенности личности. Создание новых ароматов — процесс творческий, и в последнее время наблюдается тенденция к появлению большого количества фантазийных ароматов. Порой это ароматы странные: денег, табака, сырой земли. Эти ароматы вызовут у каждого человека собственные ассоциации, эмоции и ощущения. Парфюмер же имеет свое представление о каждой такой задаче и ассоциативном ряде. Он может создать несколько вариантов ароматов и парфюмерных композиций, а потом выбирать из них готовые или дорабатывать образцы дальше.
Универсального приятного запаха не существует из-за субъективности восприятия. Однако есть ароматы, которые нравятся многим. Например, англичане особенно любят запах свежеиспеченного хлеба, а в России предпочтение отдают фруктовым и цветочным ароматам. Но даже свежий воздух без резких ароматов способен вызывать бодрость и улучшать настроение, что связано с высоким содержанием кислорода.
Процесс восприятия запахов начинается с того, что ароматические молекулы вместе с воздухом проникают в нос. Проходя через носовые полости, воздух согревается и очищается, после чего достигает обонятельного эпителия — области в носовой полости, покрытой слизью и содержащей обонятельные нейроны. Эти нейроны фиксируют запахи, а обонятельные рецепторные белки связываются с молекулами ароматических веществ. Далее рецепторы преобразуют полученную информацию в электрические сигналы и отправляют их в обонятельные луковицы, которые находятся в мозге на уровне переносицы.
Обонятельные луковицы играют ключевую роль в обработке запахов. Они принимают сигналы от рецепторов, кодируют их в уникальные импульсы и передают в обонятельный центр, расположенный в коре головного мозга. Обонятельные нейроны обновляются каждые четыре-восемь недель, постепенно адаптируясь к запахам, которые человек ощущает наиболее часто. Это позволяет тренировать обонятельную систему.
«Во-первых, парфюмеру необходимы знания в области коллоидной химии. Эта наука позволяет оценить стабильность и свойства таких сложных систем, как эмульсии. Внесение даже небольших изменений в состав влияет на коллоидно-химические свойства системы. Это может приводить к ухудшению потребительских свойств продукции и к нестабильности смеси при хранении. Во избежание неприятных процессов нужно заранее оценивать возможные результаты взаимодействия компонентов системы. Во-вторых, нужны знания в органической химии. Грамотный специалист должен понимать, с чем работает. Помимо душистых веществ (как натуральных, так и синтетических), есть эфирные масла, настои, экстракты, абсолюты. Все это — сложные смеси органических веществ, и их качество напрямую зависит от их состава и условий хранения», — уточнил П.Е. Вандышев.
Идея внедрения новой учебной программы по подготовке парфюмеров-технологов в РХТУ им. Д.И. Менделеева исходила от Министерства промышленности и торговли РФ. Это, по мнению ученого, говорит о взвешенной оценке потребности, направленной на формирование технологического суверенитета даже в тех отраслях, которые не считаются основными для экономики, но, очевидно, повышают качество и уровень жизни населения. Ученый уверен, что к работе парфюмера есть интерес со стороны как профессионального сообщества, так и будущих молодых специалистов в этой области. Так что у выпускников новой магистерской программы есть все шансы быть востребованными и на отечественном, и на внешнем рынке труда.
«Есть ли у российской парфюмерной промышленности шансы выстроить мировые парфюмерные бренды? Уверен, что да. Вопрос заключается в том, насколько нам доступны знания и преодолимы ограничения, введенные регуляторами в странах, формирующих мировую парфюмерную отрасль. Дорогу осилит идущий. А талантливый инженер, творческий человек обязательно найдет нишу, которая будет востребована», — заключил П.Е. Вандышев.