Посадочный модуль Schiaparelli разбился при посадке на Марс 19 октября 2016 года. Он выполнял одну из задач миссии ExoMars, организованной ЕКА и Роскосмосом. Орбитальный модуль Trace Gas Orbiter этой миссии успешно вышел на расчетную орбиту и приступил к работе. Но неудача Schiaparelli отозвалась болезненно. Модуль испытывал новую систему приземления, которую планировали использовать в будущей миссии ExoMars-2020. Ученые полагают, что бортовой компьютер дал сбой, в результате чего модуль разбился. Об этом пишут ведущие мировые СМИ.

Schiaparelli отстыковался от Trace Gas Orbiter и вошел в атмосферу Марса в 17:42 по московскому времени. Его снижение должно было занять шесть минут, во время полета он успел послать данные на орбитальный модуль, а затем связь с ним прервалась. 20 октября аппарат NASA Mars Reconnaissance Orbiter, работающий на орбите, сфотографировал плато Меридиана и запечатлел два новых объекта. Это и есть предполагаемое место аварии Schiaparelli.

Посадочный модуль прекратил подавать сигналы на 4 минуте 41 секунде приземления. Это значит, что защитный термический щит и парашют раскрылись вовремя, полагает Жорж Ваго (Jorge Vago), научный сотрудник проекта ExoMars. А вот подруливающие системы, разработанные для торможения аппарата на 30 секунд до столкновения с поверхностью, включились на 3 секунды раньше расчетного времени. Произошло это потому, что бортовой компьютер марсохода решил, что он уже на земле. Аппарат уже приготовился даже записывать параметры погоды и электрического поля планеты, как это планировалось по программе.

«Я думаю, что модуль в этот момент был еще высоко, и вероятно, он просто упал на поверхность», — цитирует Ваго Nature.

Модуль упал с высоты 2-4 км на скорости 300 км в час, полагают ученые. Наиболее вероятной причиной аварии Андрей Аккомацо (Andrea Accomazzo), глава солнечной и планетарной миссий ЕКА, считает сбой в программном обеспечении модуля или проблему обработки данных, поступающих с разных датчиков, что могло привести к ошибочному вычислению высоты. Это пока гипотеза. До полного анализа ситуации делать окончательные выводы рано, отмечает Аккомацо.

Компьютерные системы и программное обеспечение для модуля Schiaparelli создавали в ЕКА. Их планировалось адаптировать для посадочной системы миссии ExoMars-2020. Ошибки софта и железа несложно будет исправить. Хуже, если бы сбой произошел в инженерных системах при посадке, но судя по всему, они как раз с работой справились.

Теперь ученые хотят воссоздать аварию, используя компьютерное моделирование, чтобы проверить, верно ли определены причины краха.

Бюджет Миссия ExoMars 2020 составит 300 млн евро. Но миссию не отменят и пока даже речь не идет о ее задержке на два года — 2022 год.