Впервые марсоход измерил массу породы под колесами, открыв, как образовалась гора Шарп, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science.

В ходе измерений было выяснено, что гора Шарп была создана в два этапа – влажный и сухой.

Ровер обнаружил, что скалы, по которым он проезжает, имеют меньшую плотность, чем ожидали ученые. Это говорит о том, что гора была сформирована не только из спрессованных озерных отложений, которые должны были в таком случае более основательно раздавить камни у ее основания.

«Я понятия не имел, чего ожидать, - говорит ученый-планетолог Кевин Льюис из Университета Джона Хопкинса. – Это было первое измерение такого типа на Марсе».

С момента приземления на Марс в 2012 году, Curiosity двигался через кратер Гейл, который, по мнению ученых, был озером. После 753 марсианских дней марсоход начал подниматься на гору Шарп высотой 5 км, также называемую Эолис Монс и находящуюся в центре кратера.

«Гора Шарп - большая загадка», - говорит Льюис. Одна идея состоит в том, что гора могла бы быть заложена слой за слоем в древнем озере, пока не заполнила весь кратер. Вес всех этих слоев породы должен был плотно сжать камни у основания.

Но некоторые особенности горы Шарп позволяют предположить, что этого не произошло: во-первых, вершина горы поднимается над частью края кратера. Некоторые ученые предположили, что ветры сдували песок и отложения в центр кратера после того, как озеро высохло, чтобы построить вершину горы. Такая теория объясняет, почему породы в предгорье не обладают ожидаемой высокой плотностью.

Измерение плотности пород может помочь выяснить, какой сценарий является правильным. Геологи используют акселерометры, подобные тем, которые можно найти в смартфоне, для измерения небольших вариаций гравитации Земли, возникающих в результате различных концентраций горных пород под землей. Чем больше массы в подземных породах, тем сильнее гравитация. Миссия «Аполлон-17» провела аналогичные измерения на Луне, обнаружив древний поток лавы.

Льюис понял, что акселерометр Curiosity делал измерения гравитации с момента приземления, хотя он не был предназначен для этой цели. Каждый раз, когда марсоход прекращает движение, требуется пятиминутное измерение акселерометра, чтобы определить направление его движения.

Льюис и его коллеги объединили более 700 измерений, проведенных в период между 60-м и 1743-м марсианскими днями миссии, чтобы увидеть, насколько сильно изменилась гравитация по мере продвижения Curiosity. Ровер поднялся всего на 350 метров – преодолел 7 процентов пути до горы Шарп. Но этого было достаточно, чтобы позволить команде рассчитать плотность породы.

Исследователи обнаружили, что породы под колесами Curiosity менее плотные, чем предполагает их минеральный состав. По плотности это «больше похоже на почву, чем на полностью цементированную породу», - говорит Льюис. Это означает, что кратер никогда не был полностью заполнен камнями (в таком случае верхние слои разрушили бы нижние) и поддерживает теорию обдувных песков в вопросе образования гора Шарп.

Ученые приходят к выводу, что в кратере Гейл было два разных периода горообразования: во время одного откладывались озерные отложения, а во время другого - более сухого – была создана вершина горы Шарп. Льюис говорит, что Curiosity может найти точку перехода по мере продвижения.

«Очень элегантно использовать акселерометр, - говорит ученый-планетист Эдвин Кайт из Чикагского университета, который не участвовал в новой работе. - Они сделали большое дело, добавив новый научный инструмент в марсоход».

Впрочем, одна вещь все еще озадачивает Кайта. Измерения показывают, что камни под ровером пронизаны дырами. «Но ровер не видит дыр», - говорит Кайт. Либо отверстия слишком малы, чтобы их можно было увидеть в Curiosity, - шириной менее 10 микрометров, либо «в скалах, на поверхности которых движется Curiosity, есть что-то необычное».