Согласно новой работе исследователей из Бристольского университета (Великобритания), опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences USA (PNAS), карликовые мангусты помнят о том, что их товарищи выполнили полезные для группы действия, и позже вознаграждают их.

Рыночная торговля – не только сфера людей: обмен товарами и услугами может происходить и в дикой природе между животными. Например, среди карликовых мангустов. Эти маленькие хищники – очень социальные животные. Они живут в группах по 5-30 особей, у них выстраивается четкая иерархия. Во главе – одна пара мангустов, причем в основное время лидирующую позицию занимает самка, и только если она отлучается, ее «заменяет» партнер. В группе четко распределены роли: одни «воспитывают» малышей (а их рождается немало: одна самка приносит в среднем по четыре детеныша два-три раза в год), другие выполняют роль дозорных и предупреждают об опасности своих сородичей, третьи – защитников. В семье мангустов, как правило, царит гармония: животные ластятся, играют друг с другом.

Последние исследования  показали, что у мангустов работает также своя система поощрения. Животные способны количественно оценить помощь своих сородичей и определить подходящее вознаграждение – даже спустя некоторое время после того, как «услуга» была оказана. Это похоже на то, как люди устанавливают цену тому или иному товару в соответствии с прошлыми обменами, которые они совершали.

Ученые наблюдали экспериментальное наблюдение за мангустами в течение многих месяцев. Им удалось выяснить, что за определенную услугу полагалась своя награда. Например, «стражнику» за его работу оказывали больше внимания, за ним ухаживали другие члены семьи. Причем чем дольше он находился в дозоре, тем больше получал «ухаживаний». Еще одна особенность: мангусты могут не сразу поощрять своего сородича, но они помнят о том, что им нужно «заплатить» за его работу. Даже если мангуст был на страже днем, он может не сомневаться в том, что вечером, когда все члены семьи закончат с приемом пищи и отправятся в свои норы, награда его найдет.

[Фото: EurekAlert]