Небольшой белок ProQ гарантирует, что менингококки могут лучше восстанавливать их ДНК в случае повреждения, и делает их устойчивыми к окислительному стрессу, обнаружила исследовательская группа во главе с учеными из Вюрцбургского университета имени Юлиуса и Максимилиана (Германия). Оба эти фактора играют большую роль в патогенных свойствах бактерий. О своем открытии ученые сообщили в журнале Nature Communications. Новость появилась на сайте Вюрцбургского университета.

Менингококки – это бактерии, которые могут вызывать опасный для жизни менингит и сепсис. Эти патогены используют небольшой белок с большим воздействием: РНК-связывающий белок ProQ участвует в активации более 250 бактериальных генов.

Мини-белок ProQ состоит только из около 120 аминокислот, в то время как многие другие белки, как правило, состоят из нескольких сотен аминокислот. Он относится к группе РНК-связывающих белков. Молекулы РНК играют важную роль в качестве регуляторов во многих биологических процессах. Они часто выполняют свои функции в сочетании со связывающими белками.

Ученые активно изучают процессы в бактериях, потому что надеются найти новые цели для антибактериальных агентов и разработать новые препараты против бактерий. В этом отношении пути, которые регулируются РНК и ее связывающими белками, – многообещающая мишень. «Мы надеемся, что сможем нарушить связывание белков в их функции с помощью маленьких молекул и, следовательно, ослабить патогены», – объясняет Йорг Фогель, один из авторов работы.

Для двух третей всех РНК в менингококках связывающие белки еще не найдены. Ученые поставили себе цель: найти, описать, привести в систему все семейство РНК-связывающих белков в менингококках, используя высокопроизводительные методы.

[Фото: ALEXANDRA SCHUBERT-UNKMEIR / UNIVERSITY OF WUERZBURG]