Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

 

20 марта 2020 года Московский авиационный институт (национальный исследовательский центр) отметит свое 90-летие. За почти вековую историю МАИ был и остается крупнейшим научно-образовательный центром с передовой исследовательской, экспериментальной и опытной базой, выдающимися научными достижениями и разработками. В числе выпускников института учёный-физик, просветитель Сергей Петрович Капица.

В преддверии круглой даты, 16 марта в университете прошла праздничная экскурсия, приуроченная к девяностолетнему юбилею, под девизом «МАИ — создаём будущее вместе». В программе экскурсии — полеты Школы дронов МАИ, встреча с ректором университета, академиком РАН Михаилом Погосяном, посещение авиационного ангара, где представлены образцы отечественной гражданской и военной техники и открытие рассекреченной специально к юбилею МАИ орбитальной станции «Алмаз».

Праздничная программа дня открылась с полетов беспилотных летательных аппаратов. На базе Московского авиационного института организована Школа дронов МАИ (Mai drone school). Это площадка развития талантов пилотирования коптерами. В рамках курса специалисты МАИ обучают навыкам пилотирования микро-дронов, гоночных коптеров, сложных комплексов, популярных дронов для аэро и видео съемки,  а также самостоятельной сборке дронов и разработке своих авторских кастомных устройств.«Мы специализируемся на постройке индивидуальных решений. И считаем, что дрон необходимо настроить вручную, чтобы его полетные характеристики были уникальны и конкретно заточены под пилота. Мы собираем дроны, которые могут поднимать грузы весом до 10-12 килограмм и переносить их на расстоянии 2-3 км. Наша школа  — уникальна: мы были первыми в этом направлении и создали систему подготовки как молодых ребят, так и опытных сотрудников новостных телеканалов и МЧС», — рассказал директор Школы дронов МАИ Кирилл Щукин.Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

Праздничная программа дня открылась с полетов беспилотных летательных аппаратов. На базе Московского авиационного института организована Школа дронов МАИ (Mai drone school). Это площадка развития талантов пилотирования коптерами. В рамках курса специалисты МАИ обучают навыкам пилотирования микро-дронов, гоночных коптеров, сложных комплексов, популярных дронов для аэро и видео съемки,  а также самостоятельной сборке дронов и разработке своих авторских кастомных устройств.«Мы специализируемся на постройке индивидуальных решений. И считаем, что дрон необходимо настроить вручную, чтобы его полетные характеристики были уникальны и конкретно заточены под пилота. Мы собираем дроны, которые могут поднимать грузы весом до 10-12 килограмм и переносить их на расстоянии 2-3 км. Наша школа  — уникальна: мы были первыми в этом направлении и создали систему подготовки как молодых ребят, так и опытных сотрудников новостных телеканалов и МЧС», — рассказал директор Школы дронов МАИ Кирилл Щукин.

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

 

Праздничная программа дня открылась с полетов беспилотных летательных аппаратов. На базе Московского авиационного института организована Школа дронов МАИ (Mai drone school). Это площадка развития талантов пилотирования коптерами. В рамках курса специалисты МАИ обучают навыкам пилотирования микро-дронов, гоночных коптеров, сложных комплексов, популярных дронов для аэро и видео съемки,  а также самостоятельной сборке дронов и разработке своих авторских кастомных устройств.

«Мы специализируемся на постройке индивидуальных решений. И считаем, что дрон необходимо настроить вручную, чтобы его полетные характеристики были уникальны и конкретно заточены под пилота. Мы собираем дроны, которые могут поднимать грузы весом до 10-12 килограмм и переносить их на расстоянии 2-3 км. Наша школа  — уникальна: мы были первыми в этом направлении и создали систему подготовки как молодых ребят, так и опытных сотрудников новостных телеканалов и МЧС», — рассказал директор Школы дронов МАИ Кирилл Щукин.

Ректор Московского авиационного института, академик РАН Михаил Погосян поприветствовал участников события и рассказал об основных достижениях университета:

«Это не просто 90 лет, это эволюция отечественной авиации. На сегодняшний день нельзя сомневаться в конкурентных способностях российской военной авиации. Мы прилагаем все усилия с целью подготовить технологическую базу, чтобы Россия продолжила совершать технологические прорывы. Сегодня и космос перестал быть из области мечтаний, прогнозов и стал элементом технологического развития индустрии. Это тоже результат 90-летней эволюции.

<_>Говоря об информационных технологиях, МАИ — это будущее страны. На сегодняшний день не так востребованы отдельные специалисты: айтишники, инженеры, большое количество задач решается на стыке этих областей. В МАИ существует среда, которая позволяет добиваться синергии между развитием современных информационных технологий и развитием проектов не только в области авиации, но и в ряде других областей.

Задачи, которые стоят перед МАИ сегодня, — не готовить людей к сегодняшним технологиям. Цифровая трансформация привела к тому, что технологии меняются очень быстро. В этом понимании, если мы не ориентированы на завтрашний день, то мы будет отставать. Поэтому мы исходим из того, что будущее уже началось и ставит перед нами новые требования как к продукту, так и к внедрению новых технологий и услуг. Мы должны иметь свою модель будущего, чтобы соответствовать требованию времени. Без этой модели невозможно подготовить успешных специалистов. Эту задачу мы решаем в тесном взаимодействии с нашими партнёрами».

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

 

Сегодня МАИ — один из крупнейший инженерных вузов. В институте обучаются больше 20 тысяч студентов. В последние годы институт входит в рейтинг ведущих мировых вузов. В МАИ успешно реализуются совместные программы совместно с ГК «Ростехом» и «Роскосмосом», а также с зарубежными партнерами. Институт участвует в крупных отраслевых проектах российской авиастроительной индустрии: CR929, MC-21, SSJ-NEW, Ил-112В и другие.

«МАИ готовит специалистов по очень широкому спектру подготовки. Площадка института является подходящей для междисциплинарных исследований, которые позволяют решать комплексные задачи. В числе меганаправлий обучения МАИ: авиастроение, двигателестроение, материалы и современные технологии, робототехнические системы и комплексы вооружения ЛА, математика и информатика, управленческо-экономические и лингвистические направления, ракетно-космические системы, бортовая электроника и техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы связи».

Выпускники МАИ востребованы на рынке высоких технологий. Институт входит в ТОП-5 инженерно-технических вузов Москвы по доле трудоустройства и по уровню заработной платы выпускников. Более 80% выпускников работают по специальности в ведущих высокотехнологичных корпорациях.

«В прошлом году HeadHunter — крупнейшая российская компания интернет-рекрутмента — провела исследование по уровню подготовки IT-специалистов среди IT-индустрии, и Институт «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ занял второе место в общем рейтинге».

<_> Мы нацелены на то, чтобы создать непрерывную систему образования. Для этого делаем большой акцент на профориентацию школьников и хотим, чтобы в институт поступали люди, которые четко понимают, чем они хотят заниматься завтра. В этом направлении ведем активную работу. В сентябре при МАИ открылась школа-предуниверсарий, в которой учатся около 150 школьников, начиная с 8-го класса».

МАИ тесно взаимодействует с европейскими вузами, китайскими и с целым рядом других стран: «Одна из наиболее важных международных образовательных проектов-совместная целевая корпоративная магистерская программа МАИ с Шанхайским университетом Цзяо Тун. Программа разработана в интересах российских корпораций ПАО «ОАК» АО «ОДК» и холдинга «Технодинамика», а также китайских корпораций СОМАС и АЕСС САЕ. Главная цель — формирование кадрового резерва для росссийско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929».

Затем в рамках события прошла экскурсия в Военном институте МАИ: в учебных аудиториях и ангарах с вооружением и военной техникой ВУЦ при МАИ. Военный институт МАИ открылся 20 декабря 2018 года и является самым крупным в России, поскольку включает в себя 9 кафедр. Институт ведет целевую подготовку кадровых офицеров для службы по контракту в интересах Министерства обороны РФ по множеству специальностей, в числе которых: эксплуатация и ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, техническое обеспечение функционирования средств автоматизированных систем управления и по другим специальностям, необходимым для армии и флота.

Стоянка авиационной техники, на которой размещен подвижной наземный командно-измерительный пункт контроля и управления космическими аппаратами, многоцелевой истребитель МиГ-29 СМТ, сверхзвуковой тяжелый истребитель Су-27СМ, многоцелевой вертолет Ми-8МТ с авиационным вооружением. «На плацу мы со студентами отрабатываем все вопросы, которые должен знать специалист на аэродроме: проверка систем, двигателя, подвеска боеприпасов. Все виды подготовки полетов и дренажи проводим именно здесь»,  — рассказал начальник учебной части, заместитель начальника военно-учебного центра при МАИ, полковник, кандидат технических наук Михаил Потоцкий.Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

Стоянка авиационной техники, на которой размещен подвижной наземный командно-измерительный пункт контроля и управления космическими аппаратами, многоцелевой истребитель МиГ-29 СМТ, сверхзвуковой тяжелый истребитель Су-27СМ, многоцелевой вертолет Ми-8МТ с авиационным вооружением. «На плацу мы со студентами отрабатываем все вопросы, которые должен знать специалист на аэродроме: проверка систем, двигателя, подвеска боеприпасов. Все виды подготовки полетов и дренажи проводим именно здесь»,  — рассказал начальник учебной части, заместитель начальника военно-учебного центра при МАИ, полковник, кандидат технических наук Михаил Потоцкий.

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

 

В ангаре Военного института МАИ на многоцелевом истребители четвертого поколения МиГ-29 со снятой обшивкой студенты изучают технологии управления процессами технической эксплуатации управления самолета, внутреннего оборудования, его агрегатов и систем. «Студенты во время начала обучения изучают основы конструкции и работы систем и только на последнем году обучения предметом их изучения становятся действующие макеты на стоянке авиационной техники», — рассказал Михаил Потоцкий.Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

В ангаре Военного института МАИ на многоцелевом истребители четвертого поколения МиГ-29 со снятой обшивкой студенты изучают технологии управления процессами технической эксплуатации управления самолета, внутреннего оборудования, его агрегатов и систем. «Студенты во время начала обучения изучают основы конструкции и работы систем и только на последнем году обучения предметом их изучения становятся действующие макеты на стоянке авиационной техники», — рассказал Михаил Потоцкий.

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

 

В аудитории 135 находится техническая стартовая позиция космодрома восточный для ракет серии Союз, многоместный космический корабль Союз. В этой локации университета студенты выполняют лабораторные работы и практические задания «В аудитории студенты изучают космический аппарат, из чего он состоит, что такое ракета космического назначения, все существующие космические системы, теорию эксплуатации ракет и технологического оборудования», — рассказал начальник Кафедры космических войск военно-учебного центра Ювченко Максим Сергеевич.Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

В аудитории 135 находится техническая стартовая позиция космодрома восточный для ракет серии Союз, многоместный космический корабль Союз. В этой локации университета студенты выполняют лабораторные работы и практические задания «В аудитории студенты изучают космический аппарат, из чего он состоит, что такое ракета космического назначения, все существующие космические системы, теорию эксплуатации ракет и технологического оборудования», — рассказал начальник Кафедры космических войск военно-учебного центра Ювченко Максим Сергеевич.

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

 

Одно из ключевых событий дня — открытие в преддверии 90-летия МАИ в университете полноразмерного макета орбитальной станции военного назначения «Алмаз». В открытии принимали участие ректор МАИ РАН Михаил Погосян. Академик подчеркнул, «что это лучший подарок, который МАИ мог сделать себе на 90-летие — полноценная учебно-практическая лаборатория, где студенты могут изучать анатомию космических орбитальных станций предыдущих поколений. Полноразмерная модель поможет студентам увидеть своими глазами, какой была техника в 1970-х годах, а также проследить её эволюцию до новейшего времени. Кроме того всё оборудование, которым укомплектована станция, действующее. На ней экипажи, которые должны были отправиться на действующую орбитальную станцию «Алмаз», отрабатывали действия, имитируя различные этапы полёта, а также действия при нештатных и аварийных ситуациях». Станция предназначалась для комплексных наземных испытаний с подключением всех систем терморегулирования и жизнеобеспечения. С ее помощью космонавты отрабатывали свои действия, имитируя различные этапы полета, в том числе при нештатных и аварийных ситуациях. Отрабатывался процесс открытия люка возвращаемого аппарата с переходом в функционально-грузовой блок станции. Полноразмерный макет орбитальной станции «Алмаз» будет использоваться для учебно-методического обеспечения процесса подготовки студентов по аэрокосмическим специальностям. Здесь же будет работать космический лекторий МАИ.Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

Одно из ключевых событий дня открытие в преддверии 90-летия МАИ в университете полноразмерного макета орбитальной станции военного назначения «Алмаз». В открытии принимали участие ректор МАИ РАН Михаил Погосян. Академик подчеркнул, «что это лучший подарок, который МАИ мог сделать себе на 90-летие — полноценная учебно-практическая лаборатория, где студенты могут изучать анатомию космических орбитальных станций предыдущих поколений. Полноразмерная модель поможет студентам увидеть своими глазами, какой была техника в 1970-х годах, а также проследить её эволюцию до новейшего времени. Кроме того всё оборудование, которым укомплектована станция, действующее. На ней экипажи, которые должны были отправиться на действующую орбитальную станцию «Алмаз», отрабатывали действия, имитируя различные этапы полёта, а также действия при нештатных и аварийных ситуациях». 

Станция предназначалась для комплексных наземных испытаний с подключением всех систем терморегулирования и жизнеобеспечения. С ее помощью космонавты отрабатывали свои действия, имитируя различные этапы полета, в том числе при нештатных и аварийных ситуациях. Отрабатывался процесс открытия люка возвращаемого аппарата с переходом в функционально-грузовой блок станции. Полноразмерный макет орбитальной станции «Алмаз» будет использоваться для учебно-методического обеспечения процесса подготовки студентов по аэрокосмическим специальностям. Здесь же будет работать космический лекторий МАИ.

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

 

Завершился первый день юбилейной недели в лаборатории кафедры 101 «Проектирование самолетов» института №1 «Авиационная техника» МАИ. В лаборатории находятся военные, экспериментальные, пассажирские самолеты. Для обучения студентов используются более 150 образцов летательных аппаратов. В самолетном ангаре расположены экспонаты разных эпох: от деревянных самолетов начала 20 века до новейших истребителей последнего поколения: МиГ-29 и Су-27. В ангаре представлены образцы гражданской авиатехники: Як-40 и Як-38. Здесь же буквально под крылом самолета проходят лабораторные работы, лекции и практические занятия студентов.«Эта лаборатория не просто так называется основной лабораторией МАИ: в ней проходят обучения все направления подготовки университета. В ангаре собраны выдающиеся аппараты, созданные в СССР и в современной России. Все представленные агрегаты и части летательных аппаратов — препарированы: прежде, чем сделать что-то самому, необходимо изучить то, как это делали до тебя. В ангаре лаборатории представлен МАИ «Квант» — летательный аппарат был разработан и спроектирован студенческим конструкторским бюро. Это дипломная работа студентов, которая воплотилась в нечто большее: это пять мировых рекордов. Самолет экспериментальный и выполнен всего лишь в одном экземпляре. Отлетав свое, он был увековечен у нас в лаборатории как экспонат», — рассказал аспирант Кафедры проектирования летательных аппаратов первого института МАИ.Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

Завершился первый день юбилейной недели в лаборатории кафедры 101 «Проектирование самолетов» института №1 «Авиационная техника» МАИ. В лаборатории находятся военные, экспериментальные, пассажирские самолеты. Для обучения студентов используются более 150 образцов летательных аппаратов. В самолетном ангаре расположены экспонаты разных эпох: от деревянных самолетов начала 20 века до новейших истребителей последнего поколения: МиГ-29 и Су-27. В ангаре представлены образцы гражданской авиатехники: Як-40 и Як-38. Здесь же буквально под крылом самолета проходят лабораторные работы, лекции и практические занятия студентов.

«Эта лаборатория не просто так называется основной лабораторией МАИ: в ней проходят обучения все направления подготовки университета. В ангаре собраны выдающиеся аппараты, созданные в СССР и в современной России. Все представленные агрегаты и части летательных аппаратов — препарированы: прежде, чем сделать что-то самому, необходимо изучить то, как это делали до тебя. В ангаре лаборатории представлен МАИ «Квант» — летательный аппарат был разработан и спроектирован студенческим конструкторским бюро. Это дипломная работа студентов, которая воплотилась в нечто большее: это пять мировых рекордов. Самолет экспериментальный и выполнен всего лишь в одном экземпляре. Отлетав свое, он был увековечен у нас в лаборатории как экспонат», — рассказал аспирант Кафедры проектирования летательных аппаратов первого института МАИ.

Фото: Иван Бадиков / «Научная Россия»

 

«Научная Россия» поздравляет Московский авиационный институт с 90-летием: ведущий национальный исследовательский университет страны, который все эти годы подготавливал высококлассных инженеров для авиационной, ракетно-космической и других высокотехнологических отраслей!