Лишенные обоняния мыши меньше склонны к ожирению

Потому что сжигали больше калорий, в основном в своем буром жире.

Молекулярные биологи из Калифорнийского университета в Беркли (США), под руководством Эндрю Диллина (Andrew Dillin) нашли связь между обонянием и энергетическим балансом организма у лабораторных мышей. Статью об этом, опубликованную в журнале Cell Metabolism, пересказывает сайт журнала Science.

Ученые в течение трех месяцев кормили одну группу мышей нормальной пищей, а вторую — жирной, провоцирующей формирование избыточного веса. При этом в каждой группе половине мышей вкалывали дифтерийный токсин, блокирующий работу обонятельных нейронов, а половине — нет. Средний вес грызунов в каждой из четырех групп сначала был одинаковый.

В результате лишенные обоняния мыши, питавшиеся нормально, к концу эксперимента весили чуть меньше, чем их сохранившие нюх собратья, сидевшие на той же диете. А вот среди мышей, питавшихся жирной пищей, разница была гораздо более заметной: лишенные обоняния стали весить в среднем на 16% меньше.

Почему так вышло? Напрашивается объяснение о том, что лишившиеся нюха грызуны попросту ели меньше. Однако это неверно: данные измерений показывают, что объем корма, потребленный и теми, и другими, был одинаков. Более глубокий анализ показал, что организм мышей, которым вводили дифтерийный токсин, сжигал больше калорий, в основном в буром жире. Это особый тип жира, которого мало у человека, но много у мышей; его основная функция — поддержание постоянной температуры тела путем сжигания, когда нужно, накопившихся запасов.

В чем же причина этого явления? По мнению Диллина, дело может быть в том, что мыши, не чувствующие запах еды, могут «думать», что съели больше, чем в действительности, и это запускает в их организме программу сжигания излишков энергии.

Чтобы проверить эту идею «от противного», американские ученые вывели линию генетически модифицированных мышей с чрезвычайно обостренным обонянием. Такие грызуны жирели даже на нормальной пище, поскольку съедали ее больше, чем нужно.

Нейроанатом Лоран Готрон (Laurent Gautron) из университета Техаса в Далласе назвал работу коллег «важной и своевременной», а идею о том, что обоняние может быть напрямую связано с энергетическим балансом организма — «удивительной».

Если удастся доказать наличие такой же зависимости у людей, это может произвести настоящую революцию в методах борьбы с ожирением.

Напомним, не так давно выяснилось, что обоняние играет важную роль и в романтической жизни грызунов: песня самца мыши становится сложнее и громче всего, когда он не видит самку, но ощущает запах ее мочи.

мыши обоняние ожирение энергетический баланс организма