Ровно 105 лет назад, 3 августа 1916 г. на воду в английском Ньюкасле спустили ледокол «Святогор». Судно затапливали, выкупали у англичан, переименовывали, с его помощью спасали итальянскую экспедицию у Северного полюса.
Ледокол «Святогор» сегодня чаще узнают под именем «Красин». Судно переименовали через 10 лет после постройки, в 1927 г. А изначально, в 1916 г. Главное управление кораблестроения сделало заказ на постройку линейного ледокола на основе судна класса "Ермак". Заказ выполняли в Англии, в Ньюкасле, уже в августе его спустили на воду, а Андреевский флаг подняли в конце марта 1917 г. Новый ледокол превосходил предшественника "Ермака" по скорости, мощности машин и водоизмещению. Судно строили как самый мощный ледокол в мире, и он оставался таким до 50-х годов.
В августе 1916 г. корабль спустили на воду, а уже через два года, в августе 1918 г. он ушел под воду. Заканчивалась Первая мировая война, «Святогор» участвовал в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы закрыть кораблям противника проход в устье Северной Двины, там затопили ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович». Впрочем, это не спасло город, а «Святогор» подняли со дна англичане и увели к себе на остров в феврале 1920 г.
Россия вернула ледокол только в 1921 г.. О выкупе судна договаривались нарком внешней торговли Леонид Красин и кораблестроитель академик Алексей Крылов. За корабль необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов. В 1921 г. после выплаты ледокол передали России.
После возвращения, в 1923–1926 гг, ледокол обеспечивал ледовую проводку транспортных судов на Балтике, обслуживая зимой Ленинградский торговый порт. Через него Советский Союз вел торговлю с другими государствами. В ледовую кампанию 1925–1926 гг. «Святогор» освободил из ледового плена в Финском заливе около 30 пароходов. В 1927 г. ледокол переименовали в честь Леонида Борисовича Красина.
В 1928 г. судно стало известно на весь мир: экспедиция Умберто Нобиле к Северному полюсу на дирижабле потерпела аварию. Семь членов экспедиции погибли, девять выживших остались дрейфовать на льдине: итальянское правительство попросило о помощи Советский Союз, и ледокол «Красин» отправился к месту бедствия. Спасательная операция продолжалась около месяца, и выжившие итальянцы были спасены. А в 1934 г. «Красин», как один из самых мощных ледоколов, участвовал в спасательной экспедиции челюскинцев.
В годы Великой Отечественной войны «Красин» проводил караваны судов с грузами через льды в арктических морях. В 1942 г. на пути из Рейкьявика в Мурманск судно атаковала авиация гитлеровской армии. Экипаж сбил два немецких самолета и прикрывал следовавший с ним слабо вооруженный ледокол "Монткальм" от атак немецких торпедоносцев.
После войны ледокол работал на Северном морском пути в составе Мурманского пароходства. Последний арктический поход "Красин" совершил в 1971 г., а в 1972 г. ледокол переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. В 1992 г. года судно зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга как памятник истории. С 1996 г. "Красин" пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта, ледокол-музей ежегодно посещают до 40 тысяч туристов.
Фото: erectus / ru.123rf.com
По материалам historyrussia.org и ТАСС