Ровно 105 лет назад, 3 августа 1916 года, на воду в английском Ньюкасле спустили ледокол «Святогор». Судно затапливали, выкупали у англичан, переименовывали, с его помощью спасали итальянскую экспедицию у Северного полюса.

Ледокол «Святогор» сегодня чаще узнают под именем «Красин». Судно переименовали через 10 лет после постройки, в 1927-м году. А изначально, в 1916 году, Главное управление кораблестроения сделало заказ на постройку линейного ледокола на основе судна класса "Ермак". Заказ выполняли в Англии, в Ньюкасле, уже в августе его спустили на воду, а Андреевский флаг подняли в конце марта 1917-го года. Новый ледокол превосходил предшественника "Ермака" по скорости, мощности машин и водоизмещению. Судно строили как самый мощный ледокол в мире, и он оставался таким до 50-х годов.

В августе 1916-го корабль спустили на воду, а уже через два года, в августе 1918-го он ушел под воду. Заканчивалась Первая мировая война, «Святогор» участвовал в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы закрыть кораблям противника проход в устье Северной Двины, там затопили ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович». Впрочем, это не спасло город, а «Святогор» подняли со дна англичане и увели к себе на остров в феврале 1920-го.

Россия вернула ледокол только в 1921-м году. О выкупе судна договаривались нарком внешней торговли Леонид Красин и кораблестроитель академик Алексей Крылов. За корабль необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов. В 1921 году после выплаты ледокол передали России.

После возвращения, в 1923–1926 годах, ледокол обеспечивал ледовую проводку транспортных судов на Балтике, обслуживая зимой Ленинградский торговый порт. Через него Советский Союз  вел торговлю с другими государствами. В ледовую кампанию 1925–1926 годов «Святогор» освободил из ледового плена в Финском заливе около 30 пароходов. В 1927-м году ледокол переименовали в честь Леонида Борисовича Красина.

В 1928-м году судно стало известно на весь мир: экспедиция Умберто Нобиле к Северному полюсу на дирижабле потерпела аварию. Семь членов экспедиции погибли, девять выживших остались дрейфовать на льдине: итальянское правительство попросило о помощи Советский Союз, и ледокол «Красин» отправился к месту бедствия. Спасательная операция продолжалась около месяца, и выжившие итальянцы были спасены. А в 1934-м году «Красин», как один из самых мощных ледоколов, участвовал в спасательной экспедиции челюскинцев.

В годы Великой Отечественной войны «Красин» проводил караваны судов с грузами через льды в арктических морях. В 1942-м году на пути из Рейкьявика в Мурманск судно атаковала авиация гитлеровской армии. Экипаж сбил два немецких самолета и прикрывал следовавший с ним слабо вооруженный ледокол "Монткальм" от атак немецких торпедоносцев.

После войны ледокол работал на Северном морском пути в составе Мурманского пароходства. Последний арктический поход "Красин" совершил в 1971 году, а в 1972-м ледокол переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. С 1992-го года судно зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга как памятник истории. С 1996 года "Красин" пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта, ледокол-музей ежегодно посещают до 40 тысяч туристов.  

 

Фото на главной странице opeterburge.ru

По материалам historyrussia.org и ТАСС