Название изображения

Официально:

 

Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри).  6 октября 1887 – 27 августа 1965. Французский архитектор,  пионер архитектурного модернизма и функционализма, художник и дизайнер.

 

Неофициально:

 

1.

У Корбюзье то общее с люфтваффе,

Что оба потрудились от души

Над переменой облика Европы:

Что позабудут в ярости циклопы,

То трезво завершат карандаши.

В «Роттердамском дневнике» Иосифа Бродского, конечно, есть поэтическое преувеличение, но не слишком большое. Замечательный французский архитектор Ле Корбюзье действительно сильно изменил облик Европы. И Азии тоже.

 

2. Ле Корбюзье появился на свет 6 октября 1887 года и тогда его звали Шарль-Эдуар Жаннере-Гри. Он родился в семье потомственного часовщика-эмальера, и двинулся по отцовской, ювелирно-дизайнерской стезе.

 

3. На дизайнерской стезе Ле Корбюзье не удержался и лихо свернул в архитектуру – свой первый архитектурный проект он начал неполных восемнадцати лет.  Результат будущий великий архитектор  не переоценивал: «В 17 с половиной лет я спроектировал свой первый дом. Он просто ужасен! Всегда обхожу его стороной».

 

4. На полученные за этот первый архитектурный опыт деньги Ле Корбюзье, тогда еще Жаннере, отправился рассматривать архитектурные шедевры Италии и Австро-Венгрии. Путешествие завершилось в Париже – там он поучился у братьев Перре, которые не признавали потом Ле Корбюзье своим учеником за его архитектурный экстремизм.

 

5. Из Парижа Ле Корбюзье отправился на стажировку в Берлин, а потом на Восток и на Балканы – сегодня корни его любимых архитектурных решений обнаруживают в Болгарии.

 

6. Первую архитектурную мастерскую Эд Жаннере, который станет Ле Корбюзье лишь в начале 20-х годов,  открыл в родном городке в 1914 году. Именно там и тогда он  спроектировал и запатентовал легендарный проект Дом–Ино, или Dom-Ino, где dumos – дом, ino – инновация. Дом основывался на концепции строительства из крупноразмерных сборных элементов. Концепцию Дом-Ино Ле Корбюзье воплотил впоследствии  во многих своих постройках.

 

7. В Париже, куда архитектор перебрался в 1917 году, он встретил художника Амеде Озанфана , который познакомил его с современной живописью. Тогда же Корбюзье нарисовал свою первую картину. Об этом он тоже сказал в своей обычной хлесткой манере:«Я предпочитаю рисовать, нежели разговаривать. Рисунок быстрее, и оставляет меньше места для лжи».

 

8. Ле Корбюзье был последовательным урбанистом – то есть настаивал на строительстве и развитии больших городов. Он называл города замечательно образно: «мастерскими духа, где создаются лучшие произведения вселенной».  Одна, по его мнению, беда: улицы средневековых городов строили ослы. И это чистая правда без всяких оскорблений: улицы городов прокладывали там, где были в свое время тракты гужевых повозок. Понятно, что широкими и прямыми эти улицы не были, и Ле Корбюзье был убежденным сторонником перестройки старых городов.

 

9. В Париже и Барселоне Ле Корбюзье развернуться не дали, а в Марселе ему удалось реализовать многие свои идеи. К примеру знаменитый Марсельский блок – многокрвартирный дом со стандартизованными квартирами – прямой предок наших «хрущевок».

 

10. Дом Ле Корбюзье без лишних затей назвал машиной для жилья.  Он воплощал этот принцип и на практике: постройки Ле Корбюзье предельно аскетичны и функциональны. Никаких тебе барочных загогулин, никаких классических колонн – все тихо, просто, в духе времени  и по-своему изящно.

 

11. В 1928 году Ле Корбюзье выиграл открытый конкурс на возведение здания Центросоюза в Москве. В связи со строительством здания Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву – в 1928, 1929, 1930 годах.  Он встречался с деятелями культуры –Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном, восхищался достижениями советского архитектурного авангарда – творениями братьев Весниных, Моисея Гинзбурга,  Константина Мельникова.  Ле Корбюзье  участвовал в международном конкурсе проектов Дворца Советов в Москве, но его смелый проект не победил, да и сам Дворец так и не построили.

 

12. Помимо здания Центросоюза в Москве  среди классических образцов  творчества Ле Корбюзье числят Капеллу в Роншане, Национальный музей Западного искусства в Токио и, разумеется, Виллу Савой.

 

13. Проект Виллы Савой, построенной во французском городе Пуасси для промышленника Пьера Савой, теоретики архитектуры обычно приводят в пример. Он прекрасно иллюстрирует все пять отправных точек архитектуры Ле Корбюзье: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяжённые окна, свободная композиция фасада.

 

14. В начале 40-х годов Ле Корбюзье изобрел модулор – систему гармонических пропорций, которую он применил в первых же больших послевоенных проектах. В основу идеи Ле Корбюзье лег «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Модулор основан на измерениях человеческого тела, удвоении, числах Фибоначчи и золотом сечении.

 

15. По-настоящему широко Ле Корбюзье размахнулся в Индии: 63-летнего кавалера ордена Почетного Легиона и почетного члена многих академий искусств пригласили построить новую столицу индийского штата Пенджаб. Он взял в помощники супругов-архитекторов из Англии Максвелла Фрая и Джейн Дрю и двоюродного брата Пьера Жаннере. Сегодня итоги этой работы искусствоведы оценивают по-разному. Но город Чандигарх, созданный на голом месте «с нуля», в Индии считают одним из самых удобных и красивых городов.

 

16. Здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи в Чандигархе, спроектированные самим Ле Корбюзье, стали новым словом в архитектуре 50-х годов и признаны архитектурными шедеврами.

 

17. «Он всегда умел сбить с толку и ввести в заблуждение,  – рассказывает Мишель Ришар, директор «Фонда Ле Корбюзье». – «Ему либо восторженно поколоняются, либо категорически осуждают, и каждая сторона допускает преувеличения».

 

18. Одна из самых темных сторон биографии Ле Корбюзье – сотрудничество с режимом Виши. Но исследователи предлагают проводить четкую грань между гениальным творцом, видевшим в тоталитарной власти инструмент, с помощью которого можно было «тотально» перестроить мир в духе русского авангардизма, обогащенного немецкой технологией стиля «Баухауз» и настоящими коллаборационистами, пособниками фашистов.

 

19. Архитектор был еще и мастером малых форм в прикладном искусстве, а одна из его деревянных скульптур была продана в 2015 году на аукционе в Цюрихе за баснословную сумму в 3,12 млн  швейцарских франков.

 

20. За исследование математических порядков университет в Цюрихе присвоил Ле Корбюзье в 1934 году звание почетного доктора. Помимо Цюрихского университета Ле Корбюзье избран почетным доктором в Кембридже, в Колумбийском университе США, в Женевском университете и  Техническом университете в Цюрихе.

 

21. Вопреки запретам врачей, 27 августа 1965 года Ле Корбюзье решил поплавать у мыса Рокебрюн, на Средиземном море, где жил в своем летнем домике. Он утонул во время заплыва, вероятно, из-за сердечного приступа.