0 комментариев 556

Мария Лагарькова: "У нас с плюрипотентными клетками полная катастрофа"

На первом в 2021 году заседании президиума РАН выступила Мария Андреевна Лагарькова с докладом о плюрипатентных стволовых клетках и перспективах их изучения в России

Биохимик, профессор, член-корреспондент РАН Мария Андреевна Лагарькова начала свой доклад с того, что "У нас с плюрипотентными клетками полная катастрофа". Существуют два типа плюрипатентных стволовых клеток: эмбриональные стволовые клетки и индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Но дальше есть и технология прямого репрограммирования, когда из одного типа клеток можно сделать другой.

"Что касается индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (ИПСК), что с ними можно сделать? - Во первых, это замечательный способ скринировать лекарственные средства. Можно, например, изучать кардиотоксичность, дифференцировать из ИПСК в кардиомиоциты и потом скринировать лекарственные средства. Более того, можно сделать ИПСК, который в принципе подходит каждому человеку, если сделать из его фибробластов. Если это, например, наследственное заболевание, то современные CRISPR-технологии геномного редактирования позволяют исправить мутацию, и также либо подбирать соответствующие, персонализированные лекарства, либо использовать эти клетки для трансплантации", - говорит Мария Андреевна.

Мария Андреевна отметила, что в мире активно проводятся клинические испытания клеток-продуктов ИПСК в мире, но в России ни одного. Хотя, как она отмечает, российский приоритет - исключительно важно, потому что: "Важно, кто первый запустил ракету, кто первый сделал атомную бомбу, кто первый пересадил сердце. И у России есть большие перспективы в применении продуктов ИПСК, во всяком случае в клинических исследованиях, в том числе, потому что несколько групп были действительно одними из первых в мире, кто повторил технологию Яманака...".

Мария Лагарькова биохимия индуцированные плюрипотентные стволовые клетки стволовые клетки эмбриональные плюрипотентные клетки