Команда ученых из Уппсальского университета (Швеция) под руководством молекулярного онколога Яна Думански (Jan Dumanski) в своем исследовании обнаружила, что длительное регулярное курение статистически связано с отсутствием в лейкоцитах Y-хромосомы, что в свою очередь в ранних исследованиях связывалось с сокращением продолжительности жизни и риском онкологических заболеваний. О результатах работы говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

В рамках исследования ученые проанализировали данные более 6000 мужчин. Это данные, собранные сразу в нескольких долгосрочных исследованиях в Швеции, включающие множество параметров, от поведенческих привычек до медицинских показателей. Среди прочего, участники исследования регулярно сдавали анализ крови. Думански и его коллеги сравнивали ДНК клеток крови курильщиков и некурящих людей. Выяснилось, что потеря Y-хромосомы встречалась в 2,4-4,3 раза чаще у тех, кто курит.

Такие изменения в клетках в предыдущих исследованиях уже были связаны с несколькими факторами. В первую очередь, было доказано, что потеря Y-хромосомы так или иначе происходит с возрастом. Подобные мутации также характерны для опухолевых клеток, исходя из чего ученые предполагают, что курильщики больше рискуют заболеть раком. Доказана была и связь с продолжительностью жизни. Те пожилые мужчины, у которых была обнаружена утрата Y-хромосомы в кровяных тельцах, после взятия проб жили в среднем 5,5 лет, в то время как те, у кого утраты хромосомы не наблюдалось, жили в среднем еще 11 лет.

Ученые обращают внимание на то, что повреждение Y-хромосомы зависит от стажа курения и количества выкуриваемых сигарет. А также выявлено, что люди, которые курили в прошлом, но бросили, рискуют утратить хромосому не больше, чем те, кто никогда не курил, соответственно, бросить никогда не поздно.

Ориентируясь на все эти данные, ученые говорят, что возможно обнаружили механизм, приводящий к тому, что средняя продолжительность жизни мужчин во всем мире ниже, чем у женщин. Кроме того, исследователи надеются, что их открытие позволит создать диагностические методы выявления рака на ранней стадии с помощью анализа ДНК.