На карликовой планете Церера обнаружены останки ледяных пород, ближайшие родственники которых исчезли еще миллиарды лет назад. О том, почему это произошло, сообщает журнал American Geophysical Union.

Dawn, космический аппарат НАСА, обнаружил четырехкилометровый криовулкан Ахуна Монс на Церере еще в 2015 году. В самом факте существования криовулкана загадки нет — на Плутоне, Европе, Тритоне, Хароне и Титане также обнаружены подобные явления. Особенность Ахуны Монс — это одиночное расположение, обычно же криовулканы располагаются грядами.

Сейчас ученые считают, что разгадали эту загадку. Скорее всего, Ахуна Монс на Церере не одинока — более старые криовулканы существовали на планете миллиарды лет назад и просто уже сравнялись с поверхностью планеты.

В пользу этой версии говорят крутые склоны вулкана и четко выделенные очертания. По словам автора исследования Майкла Сори (Michael Sori) из лаборатории Луны и планет в Университете Аризоны (США), такие признаки, как правило, говорят о геологической молодости. Остальные же вулканы к этому времени исчезли. Вопрос, почему это произошло.

Предположительно, дело в том, что Церера не имеет атмосферы, поэтому процессы, которые изнашивают вулканы на Земле — ветер, дождь и лед — не могут влияют на породы здесь. Сори и его коллеги предположили, что здесь действовала другая сила — процесс, называемый вязкой релаксацией.

На Земле такому процессу подвергаются, например, ледники. На Земле это не оказывает влияния на вулканы, так как те состоят из более твердых пород, но на Церере вулканы содержат лед, что делает возможным релаксацию. И именно она стала причиной выравнивания вулканов на Церере.

[Иллюстрация: NASA]