Ученые из Лундского университета (Швеция) вместе с коллегами из Германии и Великобритании создали трехмерную компьютерную модель сложных глаз шмелей вида Bombus terrestris. Они выяснили, как различается зрение у шмелей разных размеров, передаёт портал EurekAlert!. Результаты исследования могут помочь определить особенности опыления: какие цветы проще увидеть шмелям, а какие - сложнее.

Исследователи и раньше знали, что большие шмели видят лучше, чем мелкие особи, но не знали, почему. Недавно ответ был найден. Используя компьютерную томографию и получив изображение с очень высоким разрешением, исследователям удалось создать трехмерную модель глаз шмелей, показывающую, как и что эти насекомые видят в различных областях поля зрения.

Результаты показывают, что крупные особи видят лучше, чем маленькие, в определенных частях поля зрения - точнее, перед ними и чуть выше них. Это помогает крупным пчелам находить цветы на расстоянии, а также различать маленькие цветы. Кроме того, им легче заметить висящие цветы и растения, к которым они должны подлететь снизу.

Результаты работы объясняют, почему опыление происходит неэффективно, если растения с более крупными цветами исчезают в области, где преобладают более мелкие пчелы. Появляется возможность с этим что-то делать», - говорит Эмили Бэйрд.

Следующий шаг - использовать новый метод для сравнения зрения у разных видов пчел. «Пчелы встречаются по всему миру, от тропических лесов до тундры. С нашей технологией мы надеемся, что сможем понять, как их зрение адаптируется к различным средам обитания», - заключает Пьер Тишит, один из авторов исследования.

[Фото: sborisov / ru.123rf.com]