Археологи из Оксфордского университета подвергли сомнению распространенную точку зрения, что кроликов одомашнили французские монахи примерно в 600-м году нашей эры. Кроме того, красивая история о том, что тогдашний папа римский Григорий I разрешил монахам есть в пост детенышей кроликов, так как считал их рыбами, по всей видимости, неправда. Статья, описывающая все эти перипетии, опубликована в журнале Trends in Ecology & Evolution.

Благодаря археологическим методам, а также современным технологиям расшифровки последовательностей нуклеотидов ДНК ученые установили, что родоначальниками европейских домашних кроликов были дикие кролики, обитавшие на Иберийском полуострове и на юге Франции. Неодомашненные представители вида встречаются там и сейчас.

Однако кости одомашненных кроликов во Франции и других европейских странах находят крайне редко, и большинство из них не отличается от аналогичных костей в скелетах диких кроликов. Кроме того, и значимых генетических различий между ними нет. Заметная разница в морфологии скелетов дикого и домашнего кролика обнаруживается только в находках XVIII века и моложе. Вероятно, долгое время люди не разводили кроликов специально, а просто ловили их.

Авторы статьи отмечают, что одомашнивание — это не единовременное событие, а процесс, так что установить, где и когда точно кролики (да и многие другие животные) перестали быть дикими, невозможно.

Легенда о том, что Григорий I счел новорожденных кроликов рыбами, предположительно, возникла из-за ошибки историографов. Они перепутали этого папу со святым Григорием Турским, жившим в то же время. Но и в записях последнего нигде не говорится, что он причисляет кроликов к рыбам. А в сохранившихся словах Григория I формы слова «кролик» вообще не встречаются.

[Иллюстрация: Olga1969/Wikicommons]