Роберт Чансиа (Robert Ormal Chancia) из Айдахского университета, США, и его коллеги, оценили плотность одной из лун Урана — Крессиды — и обнаружили, что она выше плотности ее соседок. Настолько выше, что через миллион лет она столкнется со своей соседкой, Дездемоной. Подробности своих выкладок ученые изложили в статье, опубликованной на сайте ArXiv.org.

Крессида (ее обнаружил «Вояджер-2» в 1986 г.) всего 82 км в поперечнике, темного цвета и двигающаяся по орбите вблизи Урана, хотя и за пределами большинства его колец, относится к самой плотной группе спутников в Солнечной системе, — девяти лунам, орбиты которых лежат в пределах 18 000 километров друг от друга.

Дело началось с исследования одного из колец Урана, — η (эта), и оказалось что его орбита слегка треугольная, а не круглая. Ученые пришли к выводу, что причиной этому явлению следует считать гравитационное притяжение Крессиды, поскольку кольцо движется синхронно со спутником Урана. Напротив, отдельные частицы, составляющие кольцо, вращаются быстрее, чем луна, проходя три орбиты за то же время, за какое луна проходит только две.

Эта связь позволила использовать кольцо, чтобы вывести массу Крессиды, и это впервые, что кто-то взвесил такую ​​маленькую луну Урана. Плотность Крессиды составляет около 1/300 000-й земной Луны и около 86% плотности воды. Это намного больше, чем у маленьких лун Сатурна, которые сделаны из водяного льда, но легче льда из-за пористости.

Крессида, вероятно, тоже пористая, хотя она слишком мала, чтобы раздавить свои поры своей же гравитацией. Еще в составе спутника должен быть камень, предположили ученые, вероятно, углеродистый материал, что косвенно подтверждается тем, что маленькие луны и кольца Урана выглядят настолько темными, по сравнению с кольцами Сатурна.

Соответственно, чем плотнее спутники Урана, тем больше они тянутся друг ко другу, так что рано или поздно некоторые, вероятно, столкнутся. Партикулярно Крессида врежется в Дездемону, чья орбита проходит во всего лишь в 900 километрах от орбиты Крессиды. Подобная судьба ждет луны Купидон и Белинда. Исследователи даже указывают на доказательства прошлых столкновений — два диффузных кольца возле лун.

[Иллюстрация: НАСА]