Генетическая паспортизация растений может обеспечить защиту авторских прав селекционеров и экспертизу незаконных вырубок. Специалисты Южного федерального университета разрабатывают паспорта для краснокнижных видов рода катран – растений из рода капустных.

Василий Чохели, к.б.н., заведующий лабораторией клеточных и геномных технологий растений Ботанического сада ЮФУ. Источник фото: Центр общественных коммуникаций ЮФУ

Сотрудники лаборатории клеточных и геномных технологий растений Ботанического сада ЮФУ под руководством к.б.н. Василия Чохели активно ведут проекты по изучению генетического разнообразия «краснокнижных» растений и их сохранению не только в условиях ex situ (в живых коллекциях Ботанического сада), но и в in vitro (в пробирке).

Катран – это растение, относящееся к семейству капустных. Это не только очень красивые белые или розовые соцветия, обладающие приятным медовым ароматом, но и многофункциональное ископаемое растение, которое можно применять в ландшафтном строительстве и даже кулинарии: приправа из катрана схожа по вкусу с хреном, а из семян абиссинской разновидности выжимают масло.

В рамках исследования была проведена генетическая паспортизация пяти «краснокнижных» видов рода катран: катран сердцелистный, катран морской, катран перистый, катран Стевена, катран татарский. Полученные данные можно будет использовать при защите авторских прав по сельскохозяйственным сортам или же судебной экспертизе по незаконным вырубкам.

Маркирование проводили с помощью межмикросателлитного анализа некодирующей ДНК (ISSR-маркеры). Благодаря такому методу возможна паспортизация растений без необходимости проводить секвенирование (определения последовательности ДНК). Ученым также удалось выяснить, что результаты генетического маркирования подтверждают общепринятую ботаническую систематику рода.

«Для многих видов растений необходимы паспорта – так же, как и для человека. Генетическая паспортизация нужна для видовой идентификации живых организмов. Кроме того, полученные данные можно использовать при защите авторских прав по сельскохозяйственным сортам или же судебной экспертизе по незаконным вырубкам», – рассказал заведующий лабораторией клеточных и геномных технологий растений Ботанического сада ЮФУ Василий Чохели.

По мнению ученого, такие исследования очень актуальны для современной систематики. С каждым годом приборная база усложняется, появляются новые алгоритмы расчётов, повышается понимание некоторых генетических аспектов. И постоянно происходит переосмысление систематического положения некоторых видов – так как ученые по-разному смотрят на происхождение и путь эволюции отдельных систематических групп растений.

Эксперименты проводились на растениях, произрастающих на территории Ботанического сада ЮФУ. Ученые предложили новую уникальную формулу для записи генетических паспортов, в которой указаны название праймера, номер локуса, размер маркера и систематическая принадлежность (вид, род, семейство).

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках государственного задания в области научной деятельности и опубликована в издании Csiro publishing: https://www.publish.csiro.au/CP/CP22027.

В России сегодня зарегистрировано более 250 коллекций генетических ресурсов – сельскохозяйственных растений и гербарных фондов, животных и птиц (сельскохозяйственных, диких и лабораторных, зоологических и в живом разведении), промышленных и сельскохозяйственных микроорганизмов, культур клеток человека и животных. Тематика развития биоресурсных коллекций стала неотъемлемой частью Федеральной программы развития генетических технологий в России на 2019-2027 гг.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Минобрнауки России