2020 год – судьбоносный год для всего мира. Население планеты столкнулось с неизвестной ранее и опасной инфекцией – коронавирусом. Заболевание заполонило мир настолько, что Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавирусной инфекции. Медицинские маски и перчатки для каждого жителя планеты стали неотъемлемой частью повседневной жизни. 2020 год – это начало «новой реальности».

В декабре прошлого года в Китайской Народной Республике неизвестная инфекция начинает свою атаку.

В начале месяца в китайской провинции Ухань врачи стали наблюдать участившиеся случаи респираторных заболеваний. Симптомы поступавших в больницу были схожи с симптомами гриппа. Тогда врачи начали исследование нового недуга и взяли анализы у пациентов, которые показали инфицирование коронавирусом SARS. Примечательно, что все поступавшие с недугом так или иначе были связаны с Хуананьским оптовым рынком морепродуктов.

31 декабря Уханьский городской комитет по вопросам здравоохранения официально заявил, что в провинции подтверждены 27 случаев вирусной пневмонии. Также врачи отметили, что кроме воспаления легких вирус может вызвать дисфункцию жизненно важных органов. Тогда предпосылок масштабной пандемии не было.

11 января 2020 года от коронавирусной инфекции в Китае умирает первый человек. В этот день КНР предоставила такую статистику:

• 41 случай заражения новой инфекцией;
  • 7 человек в тяжелом состоянии;
  • 739 человек под наблюдением, 419 из которых медики.

Китайские медики сообщили, что передача коронавируса нового типа от человека к человеку подтверждена. К 20 января 217 человек были инфицированы этим недугом, и в этот же день вирус вышел за пределы Китайской Народной Республики. Каждый день из разных стран поступали сообщения о том, что там обнаружены зараженные коронавирусной инфекцией. Первый некитайский заболевших был зафиксирован в Южной Корее. В течение 10 дней вирус распространяется буквально по всему миру, страны сообщают об увеличении количества заболевших, а в Китае умирает все больше людей. 30 января Всемирная организация здравоохранения называет вспышку коронавируса 2019-nCoV "чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение", а именно пандемией.

"Коронавирус пришел по понятной причине изменчивости и мутации в живых системах и по причине появления всяких новых вирусов и инфекций. Конечно, этот год показал готовность науки во всем мире противостоять этой эпидемии. Нам всем повезло, что был накоплен научный задел, который оказался востребованным во время мобилизации. Очень хорошо, что были практически готовые разработки, отработанные на других вирусах", - президент РАН Александр Сергеев.

31 января 2020 года впервые были зафиксированы зараженные на территории Российской Федерации.

Динамика заражения коронавирусной инфекций в России в декабре 2020 года / Источник: Коронавирус: статистика

Что такое COVID-19?

Коронавирус нового типа получил свое уже привычное всем название “COVID-19” 11 февраля 2020 года. COVID-19 – опасное инфекционное заболевание, которое вызывает оболочечный одноцепочный (+)РНК-вирус SARS-CoV-2. Это новый штамм коронавируса, который произошел от диких животных. Предположительно, переносчиком стали летучие мыши.

"В 21-м веке это вторая пандемия после острой респираторной инфекции, которая в обиходе получила название «свиного гриппа». И это вторая эпидемия, которая пришлась на коронавирус", - академик РАН Александр Чучалин.

3D модель SARS-CoV-2 / Источник: CDC on Unsplash

Все коронавирусы содержат РНК, характеризующуюся однотяжевой несегментированной структурой, молекулярный вес которой 9 X 106 дальтонов. Сама РНК коронавирусов не обладает инфекционностью. Исследования показали, что коронавирусы содержат 6 или 8 полипептидов, молекулярный вес которых составляет у коронавирусов человека от 13 000 до 210 000 дальтонов, у других — от 14 000 до 180 000 дальтонов. В вирионах коронавируса человека обнаружена РНК-зависимая РНК-полимераза. В отличие от оболочки вируса гриппа, оболочка коронавируса покрыта более редкими ворсинками. Они прикреплены к вириону и расширяются к дистальному концу, напоминая солнечную корону во время затмения.

Новый вирус – это патоген, который передается от животных к человеку. Исследования показали, что источником заражения коронавирусом другого типа были одногорбые верблюды. Среди животных коронавирусы очень распространены, но все они не были переданы человеку. Типовым видом коронавируса считают вирус инфекционного бронхита птиц. В коронавирусы человека входят респираторные вирусы, вирус гепатита мышей, вирус трансмиссивного гастроэнтерита свиней, вирус сиалодакриоаденита крыс, вирус синего гребешка индюков, вирус неонатальной диареи телят, гемагглютинирующий вирус энцефаломиелита свиней. Между определенными человеческими и мышиными штаммами ученые нашли некоторые антигенные связи.

Что происходит в организме человека, когда в него попадает коронавирусная инфекция:

1. SARS-CoV-2 попадает в организм через нос, рот или глаза. Оттуда он добирается до дыхательных путей и прикрепляется к альвеолярному эпителию. После рецептор-узнающий белок Spike связывается с рецептором, вирусная частица попадает внутрь клетки путем эндоцитоза.
  2. Мембранная оболочка вируса соединяется с мембраной эндоцитозного пузырька. Это приводит к тому, что содержимое вириона — РНК и некоторые белки попадают в цитоплазму.
  3. Происходит синтез новых копий вируса, и вирионы окончательно собираются в аппарате Гольджи.
  4. Затем происходит наполнение новых вирионов генетическим материалом.
  5. Происходит экзоцитоз, в результате которого вирионы выходят из клетки и выходя с кашлем или чиханием из организма человека, заражают других людей.
Синтез новых копий вируса в организме человека / Источник: The New York Times

Российские вакцины

В разработке вакцины от коронавирусной инфекции преуспела Российская Федерация. Сейчас мы насчитываем три активных вакцины.

"Предлагается вакцина на основе вируса. То есть вирус выделен на основе пациентов, которые переболели. И он вводится в здорового пациента так дозировано, как рассчитали ученые, то есть это правильная нагрузка. Она такая, чтобы мы с вами не заболели, а правильно сгенерировали иммунитет", - президент РАН Александр Сергеев.

Вакцина «Спутник V» разработана Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи в Москве. Это вакцина России дошла до стадии широких клинических испытаний – до «фазы 3» по методологии ВОЗ. Препарат разработки Центра имени Гамалеи вызывает иммунитет к легочному поражению новым коронавирусом.

«ЭпиВакКорона» - вторая российской вакцина, разработчик которой Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в Кольцово. Ее отличает новый способ разработки вакцин - она представлена как «белковый коктейль» на основе искусственно синтезированных белков нового коронавируса.

Третья вакцина - цельновирионная вакцина. Ее разработкой занят Научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М.П. Чумакова в Москве. Принцип ее борьбы с вирусом – убить его химическим путем, блокируя способность вируса к репликации, но не повреждая его специфические белки.

Интересные факты

1. Несмотря на страшные цифры статистики смертей от вируса, почти у каждого пятого зараженного болезнь протекает без симптомов.
  2. История появления COVID-19 неизвестна, но основной теорией остается та, что вирус перенесла летучая мышь.
  3. На острие иголки можно разместить около 100 миллионов копий вируса.
  4. Недавно в Пензе врачи вылечили пациента со стопроцентным поражением легких, полученным из-за заражения коронавирусной инфекцией.

Сейчас общая статистика в мире выглядит так: 80,4 миллиона заболевших, 45,4 миллиона выздоровевших и 1,76 миллиона человек потеряли жизнь в борьбе с инфекцией. Страны совместными силами продолжают искать метод искоренения инфекции и спасения жизней людей от внезапно напавшего на нас недуга.

Источник изображения: CDC on Unsplash