1-го февраля в одном из самых студенческих городов мира Томске прошёл первый в России «Космический урок». Десятки школьников от 4-го до 11-го классов собрались в холле   Дворца творчества детей и молодёжи города для того, чтобы поговорить с учёными, задать вопросы российским космонавтам и даже отправить на МКС небольшую посылку.

Тема урока была написана на специальной классной доске: «Российские учёные для космоса. Земля — Космос; Томская область — МКС». О важности события говорил даже состав посетивших урок гостей:

• губернатор Томской области Сергей Анатольевич Жвачкин,
  • заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Михайловна Огородова,
  • ректор Томского политехнического университета Пётр Савельевич Чубик,
  • директор департамента развития персонала Госкорпорации РОСКОСМОС Евгений Борисович Степанов и другие.

Открывая встречу, губернатор области сказал:

- Сегодня мы присутствием при первом уроке, но я не сомневаюсь, что они будут продолжаться и дальше, и станут всероссийскими. Но мы все, вместе с вами, останемся пионерами.

Замминистра образования отметила, что в настоящее время интерес к космосу растет, следствием чего стало и возвращение в школы уроков астрономии. Это правильно, ибо «именно космическая отрасль демонстрирует вклад России в мировой прогресс».

Но безусловно главными героями для влюблённых в космос ребят стали «учителя», которые в силу объективных обстоятельств не смогли присутствовать в зале очно. Впрочем, телемост, организованный ГТРК «Томск», свел неудобства от виртуального общения к минимуму, и даже придал встрече особый колорит. Около часа с томскими школьниками общались космонавты, работающие сейчас на борту Международной Космической Станции: бортинженеры Олег Викторович Новицкий, Сергей Николаевич Рыжиков и Андрей Иванович Борисенко.

Свой урок они начали с эксперимента. Ребятам показали, как ведёт себя в невесомости обычная капля воды. После того, как в неё добавили маленький кусочек сахара, она превратилась в сверкающий кипящий шар, несколько напоминающий Солнце, вот только не светящийся. Затем ребятам рассказали о том, как устроены и как работают космические скафандры, после чего начался настоящий учебный «опрос». Только вот спрашивали не «высокие космические учителя», а пришедшие на урок школьники. Примерно за час ребята задали космонавтам почти три десятка вопросов на самые различные космические темы, от того, какие чувства они испытали, впервые увидев в иллюминатор нашу Землю и до того, чем окончились эксперименты со скрещиванием на борту МКС мушек-дрозофил (космонавты заверили школьников, что мушки спокойно перенесли невесомость и никакой лишней агрессии не проявили). Особое внимание ребята уделили экологии, возможно это стало следствием того, что нынешний год в России объявлен годом экологии. Так, четыре вопроса из 26 были прямо или косвенно связаны с проблемой космического мусора. Не того, что скопился на орбите нашей планеты, а того, который образуется непосредственно на борту Станции. Школьников интересовало, что делается для того, чтобы его было меньше, как с ним борются, как его утилизируют, не загрязняется ли при этом космическое пространство.

Пока ребята общались с космонавтами, рядом с телеэкраном непрерывно тихо гудел небольшой прибор, напоминающий микроволновую печь. Это был 3D-принтер, разработанный томскими учёными специально для работы в условиях невесомости. В отличии от обычного 3D-принтера, он «печатал» заданную деталь «вверх тормашками», снизу вверх. Основание её было закреплено на верхней панели, откуда деталь, наподобие сосульки или сталактита, «росла» вниз. Принтер, в создании которого приняли участие некоторые из присутствовавших детей, по замыслу организаторов «урока» должен быть доставлен на МКС с тем, чтобы экипаж, в случае, например, мелкой поломки, не ждал, когда с очередным «космическим грузовиком» привезут необходимую запчасть, а мог бы сам её напечатать. Пока отправка именно этого принтера на орбиту не запланирована, но представитель РОСКОСМОСА Евгений Степанов пообещал ребятам, что обязательно передаст на МКС напечатанную за время урока деталь, благо вес её невелик.

На вопрос корреспондента портала о том, насколько Госкорпорации интересны подобные уроки, Евгений Борисович ответил:

- Для РОСКОСМОСА важно любое мероприятие, которое повышает интерес людей к космосу. Чем больше интерес — тем больше будет людей, этой тематикой болеющих, тем больший у нас в развитии космоса будет прогресс. Практика показывает, что когда вчерашние школьники приходят в вуз, главная проблема с которой они сталкиваются заключается в том, что им тяжело понять практическую применимость тех знаний, которые они получают на 1-2 курсах. В вузах же часто говорят, что люди «валятся» на физике, математике, как на достаточно сложных предметах. Мы сейчас делаем первые шаги по созданию «школьного курса космонавтики» в рамках дополнительного профессионального образования. В нём будет сделан упор на естественнонаучные предметы с ориентацией именно на космос. То есть, те же физика, химия, математика, но с космическим уклоном и прицелом. Это необходимо для того, чтобы дети получали дополнительную подготовку к 11 классу и глубже проникали в тематику космоса. Большой упор у нас делается на практическую часть, и тут мы тесно взаимодействуем с НИИЯФ МГУ по проекту Воздушно-инженерной школы. Там буквально в прошлый вторник открылась зимняя сессия. Это проект одновременно и простой, и сложный. Школьники разных возрастов делают модели аппаратов, которые потом запускают на ракетах на разные высоты, вплоть до 30 км, а это уже стратосфера. Аппарат должен выполнить определённую задачу: провести аэрофотосъёмку, снять какие-то параметры, зафиксировать какие-то данные. Конструируя и собирая такую технику ребята отрабатывают навыки, которые потом им понадобятся в работе. Так же мы собираемся поддержать совместный проект МГТУ Станкин, МФТИ и МИСиС «РоботронМИР», направленный на развитие у школьников творческих способностей и интереса к инженерной деятельности по робототехнике и мехатронике. Это то, что касается практикоориентированности. Параллельно весной мы запустим наш профориентационный портал, где будем создавать и аккумулировать контент как раз для школьников и студентов. У нас есть еще работа с детскими лагерями, сменами, клубами и так далее, обо всём коротко и не расскажешь. Но вкупе всё это должно у ребёнка к 11 классу формировать большой интерес к космосу, к космической науке, технике и ко всему, что с этим связанно.

Список публикаций и сюжетов:

Россия 1 Томск - сюжет «Первый космический урок стартовал в Томске: запись трансляции» http://www.tvtomsk.ru/vesti/company/22472-pervyy-kosmicheskiy-urok-startoval-v-tomske.html

Роскосмос – публикация «Роскосмос. Проект «Космические уроки» стартовал в Томске» http://www.roscosmos.ru/23191/

РИА Томск – публикация «Первый "космический урок" стартовал в Томске» https://www.riatomsk.ru/article/20170201/kosmicheskij-urok-tomsk/