Корбикулы из малых рек Приморского края

Корбикулы из малых рек Приморского края. Фото Александра Кропотина

В раковинах распространённых в Восточной и Юго-Восточной Азии пресноводных двустворчатых моллюсков рода Corbicula обнаружены личинки насекомых и икра рыб-пескарей. Эндосимбионтов нашли и описали учёные Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН (Лавёровский центр, Архангельск) совместно с коллегами из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (Москва) и Университета Минью (Португалия).

Название рода этих небольших раковин является уменьшительным словом от латинского Corbis – корзина. Их нативный ареал – Азия, Индонезия, Африка. Учёные обнаружили эндосимбионтов, изучая моллюсков, собранных в Южной Корее, Таиланде и Лаосе.

Как отмечает руководитель исследовательского коллектива, директор Лавёровского центра, член-корреспондент РАН Иван Болотов, личинки комаров-звонцов (хирономид) и подёнок, которые используют «корзинки» в качестве убежища для выращивания потомства, были найдены в раковинах корбикул впервые. Причём личинки лаосских и таиландских подёнок оказались двумя новыми для науки видами – так же, как и найденные образцы комара-звонца.

Личинки комаров-звонцов (хирономид), которых на территории постсоветского пространства обычно называют мотылём, имеют специфические, паразитарные связи с корбикулами-хозяевами, обитающими в пресных водоёмах Лаоса. По словам директора Института биогеографии и генетических ресурсов Лавёровского центра Юлии Беспалой, проникшие в полость раковины личинки хирономид прогрызают отверстие в мантии и живут в пространстве между раковиной и мантией, по всей вероятности, питаясь тканями моллюска.

Обнаружилось также, что рыба пескарь-губач Солдатова (семейство карповые) в водоёмах Кореи откладывает икру в раковины корбикул. Данные были подтверждены с помощью генетического анализа. Аналогичный симбиотический механизм был известен ранее: другие представители карповых – рыбы-горчаки – используют в качестве своеобразного защищённого инкубатора для своей икры моллюсков-перловиц, беззубок и жемчужниц. Откладывание икры в раковину моллюска для рыб – наиболее безопасный способ получить зрелое потомство.

Обнаруженные эндосимбионты

Обнаруженные эндосимбионты. Фото Дмитрия Палатова, Юлии Беспалой, Александра Кропотина и Ильи Вихрева

Учёные отмечают тенденцию: корбикулы, служащие убежищем для симбионтов-приспособленцев и паразитов, обитают именно в нативном ареале. Такое явление несвойственно Европе и крайне редко встречается в Северной Америке, где корбикулы интенсивно распространяются как инвазивные виды, образуя очень плотные популяции.

Ранее биологи Центра имени академика Лавёрова проводили аналогичные исследования корбикул, обитающих в водоёмах Дальнего Востока России, но эндосимбионты не были обнаружены. В дальневосточных регионах РФ корбикулы в основном распространены в эстуарных частях рек, где пресные воды смешиваются с морскими (нижняя часть бассейна и дельта Амура, устьевые участки малых рек Приморского края). Это места массового обитания корбикул, но поскольку вода здесь солоноватая, в раковинах нет личинок подёнок и хирономид. Эндосимбионты живут исключительно в пресной воде.

Исследования проведены в рамках работы по грантам Министерства науки и высшего образования РФ и Российского научного фонда.

Научная статья опубликована в высокоимпактовом издании Ecology https://esajournals.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ecy.3836.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ФИЦКИА УрО РАН