10 декабря в стенах МГУ состоялся Конгресс "Инновационная практика. Наука плюс бизнес". Как ценности, заложенные в детстве, влияют на развитие инноваций, каков механизм взаимодействия представителей разных поколений для формирования базовых знаний и навыков, необходимых для профессионального и личного успеха - эти и другие вопросы обсуждали участники мероприятия.
Организаторы — компания «Иннопрактика» и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В числе спикеров Конгресса министр просвещения РФ Ольга Васильева, министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН и председатель попечительского совета компании "Иннопрактика" Виктор Садовничий и другие эксперты.
Открытие Конгресса началось с интерактивной театральной постановки актера и режиссера Андрея Соколова, где он рассказал об искусственном интеллекте, тесте Тьюринга и озвучил важный вопрос, связанный с развитием искусственного сознания: что будет отличать нас от робота, какие качества мы хотим заложить в думающие машины? По словам актера, мы в пяти минутах от создания полноценного искусственного интеллекта, и в будущем антропоморфные роботы будут окружать нас повсюду: в магазинах, на конференциях, на улицах и т.д.
«Сегодня мы хотим поговорить о том, как рождаются ценности. Не секрет, что основной пакет ценностей закладывается в возрасте до 12 лет, именно поэтому говорить мы будем о детстве. Зрители тоже смогут присоединиться к обсуждению, приняв участие в интерактивных опросах через наше приложение "Наука+бизнес"», — рассказала на открытии пленарного заседания модератор дискуссии, первый заместитель генерального директора компании "Иннопрактика" Наталья Попова.
Этот Конгресс стал шестым по счету. Для V Конгресса главной темой была коммуникация как важнейшая ценность, способствующая продуктивному сотрудничеству различных групп и сообществ. На IV Конгрессе говорили о том, что ценности способствуют конструктивному взаимодействию людей различных поколений, профессий и национальностей и, как следствие, положительно влияют на рост инновационного потенциала страны. Продолжая традицию ежегодных встреч, VI Конгресс был посвящен изучению формирования ценностной матрицы в детстве.
На пленарном заседании "Культурный код экономики: все мы родом из детства" обсуждалось, что является ключевым фактором в формировании личности: семья, образовательные учреждения, сообщества, СМИ или массовая культура. Особое внимание было уделено тому, как образование, в частности школа, может реагировать на те вызовы, которые сегодня диктует современная повестка дня.
"Первое осознанное сообщество в жизни человека формируется, как правило, в школе. В школьные годы ребенок начинает понимать, что кроме его семьи существует другой, более широкий мир. Главной задачей школы, помимо воспитания, объяснения того, что такое ответственность, является задача научить детей учиться", — считает помощник президента РФ, председатель попечительского совета РНФ Андрей Фурсенко.
С Андреем Фурсенко согласился и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. Он отметил, что те времена, когда можно было получить одну профессию, одно образование, которого хватало на всю жизнь, прошли. Сейчас, чтобы оставаться конкурентоспособными, людям необходимо учиться, переучиваться, повышать квалификацию, осваивать новое всю свою жизнь. Именно поэтому готовность и умение обучаться новому сегодня имеют большую ценность.
"Выпускники должны уметь быстро приспосабливаться, меняться, искать новые формы сотрудничества, наращивать компетенции. Очень важно чутко реагировать на те запросы, которые исходят от заказчика, и вместе с ним искать наиболее оптимальные способы взаимодействия. Детский сад, школа, университет — эти институты должны работать как единая система. Если на каком-то из этих этапов есть пробелы, то потом это очень трудно будет наверстать", — отметил Михаил Котюков.
На заседании также прозвучал тезис о том, что в России наблюдается абсолютная нетолерантность к провалам. Речь шла о стереотипе, что неудача, ошибки — это плохо. Такая установка мешает русским людям извлекать уроки из ошибок и рассматривать их как ценный опыт, говорят спикеры.
"На это повлияло и наше аграрное прошлое, и наш климат, это также и остатки советского наследия: так называемый стереотип героя и разгильдяя. Раньше, если инженер, ученый, выдвинул какую-то гипотезу, провел эксперимент, но неудачно, человеку не давали второго шанса, поэтому люди боялись прийти и сказать, что у них что-то не получилось. Ситуация давно изменилась. Сегодня важно не просто принимать свои ошибки, но и проводить их всесторонний анализ: с тем, чтобы эти ошибки начали приносить пользу", — прокомментировал председатель правления, генеральный директор ПАО "Газпром-нефть" Александр Дюков.
Конгресс стал площадкой для общения предпринимателей, представителей образования, ученых, молодых специалистов и других экспертов. Мероприятие собрало в стенах МГУ более 1400 человек. После заседания состоялись параллельные сессии Конгресса. Они были представлены в формате четырех отдельных территорий, где проходило обсуждение различных аспектов формирования ценностей, закладываемых в детстве. Это Территория технологического предпринимательства, Территория науки, культуры и спорта, Молодежная территория и HR-территория.
В ходе беседы с журналистами ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН и председатель попечительского совета компании "Иннопрактика" Виктор Садовничий рассказал о Конгрессе и о том, какие профессиональные навыки будут востребованы на рынке труда в ближайшем будущем.
"Нам есть чем гордиться: у нас хорошая молодежь, хорошие студенты. В целом, талантливые люди — это сильное конкурентное преимущество России. Мне кажется, что сегодня очень важно готовить специалистов не по узкой области, а с помощью междисциплинарных подходов. Для работодателя сегодня очень важно, чтобы сотрудники были способны работать в междисциплинарных направлениях. Задача — готовить специалистов с такой фундаментальной базой, которая бы позволяла им переориентироваться в кратчайшие сроки. Сегодняшний Конгресс очень полезен, потому что здесь присутствуют работодатели, руководители корпораций, ректоры, университетское сообщество, школьное сообщество", — рассказал Виктор Садовничий.
В МГУ во время Конгресса проходила выставка образовательных технологий "Территория достижений". Экспозиция собрала прикладные научно-исследовательские разработки школьников, молодых ученых и бизнесменов, направленные на развитие человеческого капитала. На площадке были представлены VR- и нейротехнологии, образовательные платформы, технологическое оборудование для занятий по экологии, проекты на основе информационных и блокчейн-технологий и много другое.