1 сентября 1939 года с вторжения немецкого вермахта в Польшу началась самая кровопролитная и ужасающая своими последствиями в истории человечества Вторая мировая война.
1 октября в здании президиума Российской академии наук (Москва, Ленинский проспект, 32А) открылась двухдневная Международная научная конференция «80-летие начала Второй мировой войны». На одной площадке собрались ученые из двух десятков стран, в том числе из Италии, Германии, Франции, Польши, Чехии и Великобритании. Разные языки, много гостей, а также представители СМИ. Никто никого не клеймит – просто пытаются разобраться, что предшествовало череде событий, которые навсегда оставили след в «зеркале истории», и почему нюансы хода Второй мировой войны до сих пор остаются «яблоком раздора» среди специалистов.
Конференция в стенах президиума Российской академии наук, «храме знаний» - мероприятие научное, но что делать, когда в историю вмешивается политика и диктует свои правила. Программа Международной научной конференции крайне насыщена, доклады разделены на 2 дня. Однако уже в первый рабочий день конференции становится ясно – каждый ученый в своем выступлении, так или иначе, пытается сказать, что история останется наукой, если не растворится в политике. Современная повестка оказывается куда более бескомпромиссной – в Европарламенте обвиняют Россию в искажении исторических сведений, намеренному ведению информационной войны с целью разделить Европу.
С приветственной речью долгожданное мероприятие открыл председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Председатель РИО подчеркнул, что «предпосылки Второй мировой войны сложились не в одночасье». По его мнению, провозгласив врагом Советский Союз, гитлеровская идеология находила немало защитников в высоких кабинетах ряда ключевых европейских столиц. В первую очередь Парижа и Лондона.
«Ослепленные антисоветизмом, лидеры Великобритании и Франции поддерживали, или, как принято говорить, «умиротворяли агрессора». На их счету и тот факт, что они дали возможность возродить нацистскую армию – на их счету и аншлюс Австрии, и предательский раздел Чехословакии», - говорит Сергей Нарышкин.
Особое внимание на Международной научной конференции привлекают два гостя – послы Польши и Германии.
«После окончания Второй мировой войны моя страна – Германия – снова смогла стать уважаемым членом мирового сообщества именно потому, что мы, собравшись с силами, честно заглянули в зеркало нашей истории», - заявил посол ФРГ в России Геза Андреас фон Гайр.
Поднимался на обсуждение и вопрос ультиматума Польше, выдвинутого Германией. У Варшавы, в тот момент, до ультиматума было время реабилитироваться – СССР был готов предоставить военную помощь, но, собравшиеся на конференции ученые отметили, что Польша, без особых колебаний, отвергала все возможные сценарии сотрудничества с Советским Союзом. Согласие Варшава дала только 21 августа 1939 года, за два дня до подписания советско-германского пакта. В тот момент, Риббентроп уже направлялся в Москву, и все действия были тщетны.
В ходе конференции научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян отмечает: «Перед Москвой стоял трудный выбор. Можно сейчас говорить много чего. Мы не отказываемся от критики «сталинизма», и напрасно некоторые коллеги обвиняют нас в этом. Надо объективно смотреть, каково было соотношение сил и какова была расстановка в эту последнюю неделю августа 1939 года. Сталин, по большому счету, пожертвовал идеей мировой революции ради концепции национальных интересов».
Академик также заявил, что сейчас к печати готовятся полные дневники болгарского революционера, генерального секретаря Коминтерна Георгия Димитрова. Впервые они будут опубликованы на русском языке и позволят по-иному взглянуть на происходившие события в годы войны.
В непростой ситуации, главное – соблюсти баланс интересов. К этому мнению пришли собравшиеся в Москве историки. Разногласия по данному вопросу будут существовать всегда, но важно оставаться в диалоге и сохранить максимальный комплекс достоверных фактов.