Компания Cognitive Technologies, являющаяся разработчиком систем искусственного интеллекта для управления беспилотными транспортными средствами, впервые в России провела полевые испытания комбайна в беспилотном режиме. Работы проводились в Ростовской области совместно с производителем сельхозтехники «Ростсельмашем».
Как сообщили в «Когнитивных технологиях», в отличие от зарубежных аналогов, оборудованных лазерными сканерами для ровного движения вдоль кромки поля и несколькими стереокамерами, российский беспилотный комбайн использует для обзора всего одну видеокамеру. Это значительно, в 3-4 раза удешевляет технику и в то же время унифицированная система компьютерного зрения позволяет почти идеально собрать урожай.
Основное же достоинство автоматизированного комплекса «умной» машины заключается в ее искусственном интеллекте.
Комбайн способен в автоматическом режиме подруливать, совершать повороты, пока не дойдет до конца прогона (до места обрыва границы поля) либо до перпендикулярной кромки. При этом комбайнеру (который находится в кабине всего лишь, как помощник) подается сигнал взять управление на себя. Если управление не будет взято, комбайн останавливается.
«В процессе испытаний мы столкнулись с непредвиденной ситуацией», - рассказывает руководитель проекта Cognitive Technologies Алексей Панченко. «Вместо запланированных работ по уборке пшеницы с высотой колоса более 80 см, нам пришлось тестировать систему на непредвиденно малых размерах зерновых культур - на ячменном поле с высотой колоса 30- 40 см. В такой ситуации валок было практически невозможно человеческим глазом отличить от скошенной культуры. Это беспрецедентный случай. Для нас это был вызов. Полтора дня мы обучали нейронную сеть на новых датасетах (видеоизображения, на которых представлены основные элементы полевой сцены и на основе которых происходит обучение нейронной сети). В итоге нейронная сеть смогла определить уложенный валок лучше человека. Результат превзошел все ожидания. Это прорыв», - говорит Панченко.
В ответ на вопрос: «Что же будет с комбайнерами, если их заменят машины?», разработчики беспилотной техники уверяют, что комбайнеров никто увольнять не собирается. Во время проведения работ по уборке урожая водитель комбайна должен присутствовать в кабине и выполнять функцию контролера. При этом уровень его квалификации должен оставаться на том же уровне, что и у обычного комбайнера. Интеллектуальная система управления комбайном позволит ему значительно снизить рутинную нагрузку и высвободить побольше времени для того, чтобы сосредоточиться на выборе настроек параметров технологического процесса, непосредственно влияющих на качество уборки урожая (угол наклона жатки, скорость хода и т.д.), что сегодня является одной из основных проблем при уборке.
По итогам летних испытаний ученые планируют завершить необходимые доработки, и перейти к опытно-промышленной серии. Обладая возможностью беспилотного вождения, российские комбайны смогут на равных конкурировать с ведущими мировыми сельхозбрендами, у которых уже есть аналогичная функция. Полностью беспилотный российский комбайн должен выйти на поля к 2023-2024 году.