Прежний вариант оформления въездных ворот к Александринскому дворцу

Прежний вариант оформления въездных ворот к Александринскому дворцу

 

Работы по выравниванию наклонившихся со временем колонн въездного ансамбля в Александринский дворец, где расположен Президиум Российской академии наук, начались во вторник, 24 августа, на Ленинском проспекте, 14. Это один из важнейших этапов начатой реставрации въездной группы, ограды и самого дворца.

Александринский дворец был построен в 1754 году по распоряжению основателя Нескучного сада (в нем и располагается дворец), мецената и благотворителя, владельца крупных горнопромышленных предприятий и  поклонника садоводства Прокофия Демидова. Позже здание и другие объекты, окружающие его, переходили от Демидовых к другим владельцам: жене князя Александра Вяземского, графу Федору Орлову...  В 1826 году по случаю коронации Николая I в этом дворце был дан бал, на который съехались 1200 гостей. А через шесть лет после этого бала, в 1832 году, Орловы продали имение в казну за полтора миллиона рублей. Дворец  был подарен Николаем I своей супруге Александре Федоровне, в честь которой дворец  получил название Александринского.

После перехода имения в императорские владения и появился парадный подъезд, который был проложен от Калужской улицы (современный Ленинский проспект) ко дворцу. Въезд в парк был оформлен пилонами (невысокими колоннами) с аллегорическими скульптурами, представляющими изобилие и образование.

«Ограда с въездной группой старого императорского имения, выстроенная из белого камня, никогда серьезно не реставрировалась, - рассказывает заместитель управляющего делами РАН Денис Плотников. –  Ее периодически шлифовали, штукатурили, красили, но перебирать – не перебирали, мы практически первопроходцы. 

За несколько веков белокаменный забор местами наклонился в сторону оврага Нескучного сада, местами размягчился и развалился от дождей, вся конструкция стала неустойчивой. Наша задача – выровнять ее, укрепить, отреставрировать поврежденные коррозией чугунные решетки. 

Что касается пилонов-колонн для ворот, они наклонились в сторону въезда, то есть друг к другу из-за проседания грунта от въезжающих и выезжающих от Президиума РАН машин. Исторически у пилонов не было бетонного фундамента, они держались на смеси глины, земли и колотого кирпича. Когда между ними проезжали легкие кареты, они стояли ровно, но современную технику грунт уже не выдержал... Градус отклонения от первоначальной установки был таков, что давно бросался в глаза, еще с советских времен».

Началась реставрация въездной группы

Началась реставрация въездной группы

 

Интересна судьба статуй, изначально красовавшихся на пилонах. По словам реставратора, аттестованного в Департаменте культурного наследия, Марии Залевской, с левой стороны скульптурная композиция олицетворяла созерцание, образование и науку - на ней были изображены мужчина с жертвенником и женщина, с правой - красовались образы плодородия: бог Дионис с рогом изобилия и его спутница, лесная нимфа Дриада и ребенок.

Обе скульптуры изначально были выполнены из так называемого шпиатра – сплава меди, цинка, никеля и олова. Предположительно в 80-90 годы правая скульптура с Дионисом и Дриадой была утрачена. На их месте вплоть до последнего времени находилась копия расположенных слева мужчины и женщины. Теперь реставраторы намерены вернуть въездным воротам первоначальный облик. Восстановленные по старым фотоснимкам Дионис, Дриада и ребенок будут отлиты в бронзе и водружены на правый пилон. Левый займет отреставрированная старая скульптура. Правда, сверкать на солнце металлическим блеском изваяниям не придется, поскольку реставраторы намерены покрыть их белой краской.

Во вторник специалисты приступили к работе с пилонами. Оба вставили в металлические «корсеты», которые должны бережно сохранять древнюю каменную  кладку во время их подъема для сооружения бетонного фундамента. Один пилон поднимали восемь  гидравлических домкратов. После возвращения на место он встанет ровно, как свечка. Древний белый камень решено просто отштукатурить и отполировать, чтобы придать колоннам прежний исторический вид. Вторую колонну будут укреплять и выравнивать через неделю. А скульптуры вернутся на свои прежние места лишь к Новому году.

В следующем году специалисты намерены привести в порядок кровлю самого дворца и его фасады, а также благоустроить территорию. Полностью работы должны быть завершены к 2023 году.