Когда высох Марс?

Остатки марсианского метеорита позволили датировать изменение климата на красной планете.

Международная группа ученых под руководством Александра Немчина (Alexander Nemchin) из Шведского музея естественной истории изучила метеорит NWA7533, происходящий с Марса. Свои результаты они опубликовали в журнале Nature Geoscience

Этот метеорит, упавший в 2011 году на северо-западе Африки в пустыне Сахара, интересен тем, что в его состав входят частицы циркона. «По этим частицам, — рассказывает другой участник проекта Мунир Хумайун (Munir Humayun), — можно датировать события, которые происходили во время их жизни. Циркон в этом смысле подобен часам». Дело в том, что циркон образуется при извержении лавы, и после этого уже не меняется. Соответственно, это очень удобный объект для изучения. Применительно к NWA7533 было установлено, что метеорит зародился примерно 4,4 млрд лет назад, то есть во время, сопоставимое по древности с появлением Красной планеты.

Дальнейший анализ изотопов кислорода показал, что в это время климат Марса был теплым и влажным, поскольку в цирконе содержалось большое количество кислорода 17O. Однако впоследствии, около 1,7 млрд лет назад всё изменилось, кислорода стало меньше, и Марс постепенно приобрел свой нынешний сухой и холодный вид. Однако даже 1,7 млрд лет назад циркон, по-видимому, был в контакте с какой-то жидкостью, имеющей низкую температуру.

Данные планетологов также указывают на то, что первичная атмосфера Марса была утрачена в течение первых 120 млн лет после образования метеорита. Однако затем, возможно, из выходящих наружу газов была образована вторичная атмосфера, которая позднее также была утрачена.

марс метеорит nwa7533 циркон