Международная группа ученых под руководством Александра Немчина (Alexander Nemchin) из Шведского музея естественной истории изучила метеорит NWA7533, происходящий с Марса. Свои результаты они опубликовали в журнале Nature Geoscience

Этот метеорит, упавший в 2011 году на северо-западе Африки в пустыне Сахара, интересен тем, что в его состав входят частицы циркона. «По этим частицам, — рассказывает другой участник проекта Мунир Хумайун (Munir Humayun), — можно датировать события, которые происходили во время их жизни. Циркон в этом смысле подобен часам». Дело в том, что циркон образуется при извержении лавы, и после этого уже не меняется. Соответственно, это очень удобный объект для изучения. Применительно к NWA7533 было установлено, что метеорит зародился примерно 4,4 млрд лет назад, то есть во время, сопоставимое по древности с появлением Красной планеты.

Дальнейший анализ изотопов кислорода показал, что в это время климат Марса был теплым и влажным, поскольку в цирконе содержалось большое количество кислорода 17O. Однако впоследствии, около 1,7 млрд лет назад всё изменилось, кислорода стало меньше, и Марс постепенно приобрел свой нынешний сухой и холодный вид. Однако даже 1,7 млрд лет назад циркон, по-видимому, был в контакте с какой-то жидкостью, имеющей низкую температуру.

Данные планетологов также указывают на то, что первичная атмосфера Марса была утрачена в течение первых 120 млн лет после образования метеорита. Однако затем, возможно, из выходящих наружу газов была образована вторичная атмосфера, которая позднее также была утрачена.

Фото: NASA/JPL-Caltech/Cornell Univ