Астрофизики под руководством Джадда Боумэна (Judd Bowman) из университета Аризоны (США) показали, что первые звезды возникли примерно через 180 миллионов лет после Большого Взрыва. Они избавили Вселенную от нейтрального водорода всего за 70 миллионов лет. Статья ученых опубликована в журнале Nature.

Ученые использовали возможности радиообсерватории Мерчисон в Австралии и набор инструментов EDGES. С помощью этих инструментов они провели исследование неба в диапазоне от 50 до 100 МГц. Их задачей было найти «провал» в спектре, испускаемом ранней Вселенной, соответствующий тому моменту, когда первые звезды уничтожили весь свободный водород.

При этом полученные цифры входят в противоречие с современными представлениями о том, сколько продолжались так называемые темные века Вселенной. Выяснилось, что либо материя будущих звезд охладилась быстрее, чем это предсказывает современная физика, либо что после Большого Взрыва температура была намного выше, чем считается. По предположению авторов работы, охлаждение могло произойти быстрее под воздействием темной материи, что, в свою очередь, должно изменить наши представления и об этой загадочной субстанции.

Ранее считалось, что первые звезды появились через 400-500 миллионов лет после Большого Взрыва. Если новые данные найдут свое подтверждение, то под сомнение будет поставлена вся нынешняя теория образования Вселенной.