Клетки с эффектом памяти вызывают хроническую боль

Ученые обнаружили эпигенетические маркеры у иммунных клеток, вызывающих гиперчувствительность нервной системы мышей, даже когда причины для боли нет.

Почему некоторые люди продолжают испытывать боль, даже когда для нее уже нет причины? Ученые из Кингс колледжа (Великобритания) искали ответ на этот вопрос, изучая иммунные клетки в нервной системе мышей, играющие важную роль в образовании хронической боли. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Cell Reports.

Людям давно известен эффект хронической боли, которая не отпускает человека месяцы и годы, порой спустя долгое время после того, как повреждение органа, вызванное ранением или болезнью, вылечено. Ученые знали, что нервные клетки в таких случаях находятся в состоянии повышенной чувствительности и вероятно, это происходит из-за того, что разные белки и каналы в нервных клетках имеют разные свойства.

Но что заставляет нервные клетки оставаться в возбужденном состоянии уже после того, как рана зажила? Почему изменения в этих белках и каналах сохраняются со временем? Клетки располагают специальным чистящим механизмом, который срабатывает каждые несколько недель и месяцев, чтобы обновить большую часть их наполнения. Почему же в некоторых случаях важные белки продолжают воспроизводить плохие копии самих себя?

Как сообщает пресс-служба Кингс колледж, ученые предположили, что причины хронической боли кроются в эпигеноме клетки — совокупности процессов, которые определяют, как происходит работа генов и где. Они исследовали иммунный ответ клеток спинного мозга мышей и обнаружили эпигенетические маркеры у определенных генов в иммунных клетках. Некоторые эпигенетические маркеры напрямую влияют на организм, а другие работают как детонаторы, то есть имеют потенциал, который может когда-то в будущем реализоваться.

Ученые увидели, что изучаемые клетки ведут себя нормально, но наличие у них эпигенетических маркеров может означать, что клетки как бы «помнят» о прошлых ранах и болезнях. Эта «память» может быть причиной внешне случайных приступов боли.

Пока это только предположение. Чтобы его проверить, нужен доступ к популяциям чистых клеток, а это возможно только после смерти испытуемого, полагают авторы работы. Пока исследователи работают в этом направлении в области психиатрии через проект PsychENCODE.

Понимание механизма хронической боли важно для медицины, чтобы создать специфические для такого болевого синдрома лекарства.

Ранее нейробиологи из университета Дюка (США) показали, как справиться с хронической болью с помощью клеток костного мозга, которые продуцировали противовоспалительный белок.

иммунные клетки нервные клетки хроническая боль эпигенетические маркеры