Клетки кожи превратили в стволовые с помощью CRISPR

Это достижение открывает путь к созданию новой, более простой технологии создания перепрограммирования клеток.

Биологи из Гладстоновского института (США), под руководством профессора Шэн Дина (Sheng Ding) научились превращать клетки кожи в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (ИППСК) с помощью технологии редактирования генома CRISPR. Статью об этом, опубликованную в журнале Cell Stem Cell, пересказывает сайт Science Daily.

Впервые получить ИППСК, которые способны затем развиваться в любые клетки организма, сумел в 2006 году другой сотрудник Гладстоновского института, Шинья Яманака (Shinya Yamanaka), воздействуя на клетки кожи четырьмя ключевыми белками — факторами транскрипции. Эти белки могут «отключать» в клетках одни гены и «включать» другие, заставляя их (клетки) развиваться по другому пути.

Профессор Дин с коллегами, развивая достижение Яманаки, сначала смогли заменить факторы транскрипции особым «коктейлем» из химикатов. Теперь же они пошли ещё дальше и смогли получить из клеток кожи ИППСК, напрямую редактируя их геном с помощью технологии CRISPR. Если точнее, речь идет об искусственной активации двух генов, связанных с плюрипотентностью — Sox2 и Oct4.

«Наш подход способен привести к разработке более простого метода создания ИППСК, или может быть использован для непосредственного перепрограммирования клеток кожи в клетки другого типа, такие, как клетки сердечной мышцы или мозговые нейроны», — прокомментировал Дин.

Конечно, не стоит ожидать, что такой метод появится станет доступным в ближайшее время: потребуется еще много исследований и экспериментов. В первую очередь, ученые должны разобраться в том, как эффект от активации двух генов распространяется по всему геному, заставляя клетку менять свою «специальность».

crispr генетика индуцированные плюрипотентные стволовые клетки стволовые клетки