Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — отпечаток) — это монолитная пластина, копия печатной формы (набор и клише), которая использовалась для печати книг и прессы. Такие стереотипы появились в XVIII веке, а те, о которых поговорим сегодня – гораздо раньше… Речь об устойчивых представлениях о мире, в котором мы живем. 

Уолтер Липпман

Уолтер Липпман

В науке термин появился благодаря американскому ученому У. Липпману. В 1922 году вышла его книга «Общественное мнение», где говорилось, что стереотипы есть образы людей из других групп, которые помогают понять их и дать оценку. Еще это избирательный и неточный способ восприятия действительности, упрощающий ее и порождающий предрассудки. 

Стереотипы – это неизбежно, считал исследователь. Они возникают всегда, когда человек взаимодействует с окружающей средой и проецирует на мир свои чувства и ценности. Липпман нашел очень емкое и точное описание стереотипов, назвав их «картинками в головах», которые спасают человека от сложностей окружающего мира.

А ведь действительно, так и есть: сначала мы даем предмету определение, а только после этого видим его, а не наоборот. Стереотипы похожи на очки, через которые видишь мир. Какой цвет линз, такой и мир. Восприятие проходит через стереотипы и это довольно легко проверить. Вот стол: сначала в голове возникает мысль о том, что перед тобой предмет мебели для письма или приема пищи за ним (так принято в культуре), а только потом видишь, что он стеклянный, круглый и совсем невысокий. 

 

...стереотип не только экономит время и служит защитой нашего положения в обществе, но и может защищать нас от всей той путаницы, которая возникает при попытке посмотреть на мир как на нечто устойчивое и целостное (У. Липпман)

make_nimage. php

 

 

 

 

 

 

«В огромном шумном многоцветии внешнего мира мы вычленяем то, что уже было определено нашей культурой. Мы воспринимаем предметы через стереотипы нашей культуры», - писал Липпман. 

 

Уолтер Липпман "Общественное мнение" 

Они внутри нас

Стереотипы бывают разные: гендерные, расовые или исторические. А еще поверхностные и глубинные.

Поверхностные стереотипы наименее «живучие». Они очень зависимы от исторической, международной, внутриполитической ситуации или от других временных факторов. Их «жизненный цикл» связан с общей стабильностью общества. Что это? Ответ прост – образы-представления, которые связаны с конкретными историческими реалиями. 

Глубинные стереотипы практически неизменны. Они крепко держатся внутри нашего сознания и интересны исследователям национального характера. Такие образы помогают изучать народ - объект стереотипизации. Внутри этой группы есть внешние стереотипы. И они особенно интересны. Такие представления расскажут об атрибутах жизни и быте народа. Они меняются очень незначительно и крайне редко. Когда за границей речь заходит о России, всегда упоминают самовары, пушистые шали, матрешки, снежные зимы и шапки-ушанки. Что-то из этого было частью русской жизни несколько веков, а что-то сохранилось и по сей день.  

Социальные стереотипы выполняют множество функций: они «обрамляют» поведение человека, заставляя его соотносить личные качества с принятыми нормами, помогают в социализации и в целом регулируют поведение на бессознательном уровне. 

 

Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права. Следовательно, стереотипы наполнены чувствами, которые с ними ассоциируются (У. Липпман)

 

Мужчины и женщины

В науке гендерные стереотипы исследованы довольно полно, однако эта сфера очень динамична, потому что динамично само общество. 

Есть наиболее лаконичное определение Д. Майерса, которое гласит:

«Гендерные стереотипы – представления людей о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины».  

Так или иначе, российские исследователи уверены, что общество подчиняется гендерным стереотипам, действуя по пути одной из трех стратегий: уступчивость, интернализация, идентификация. 

Последние несколько лет кардинально поменяли картину социологических исследований гендерных установок россиян. И это доказывает исследование, проведенное учеными Пензенского государственного университета. 

Всего в нем приняли участие 100 человек по случайной выборке: мужчины и женщины в возрасте от 18 до 55 лет с разным уровнем образования и семейным статусом. Им было предложено выбрать по пять характеристик для обоих полов. 

По результатам исследования выяснилось, что для мужчины значимыми оказались такие качества: порядочность – 75%, высокий уровень интеллекта – 68%, умение зарабатывать – 58%, верность – 54%, стремление к успеху – 47%. При этом чувство юмора в пятерку важных качеств для мужчин не вошло, набрав всего 2% голосов. 

В отношении женщин все оказалось совсем иначе. Если среди мужчин лидировала порядочность, то во втором случае она не оказалась на лидирующей позиции, набрав 55% голосов. Следом за ней верность – 51% и пятое место в списке. И наконец, три принципиальных важных характеристики: «заботливость» – 64%, «привлекательная внешность» – 58% и «сексуальность» – 56%. 

Авторы исследования приходят к выводу, что такое распределение голосов свидетельствует о том, что для мужчин важны качества, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающим миром, а для женщин в приоритете – внутренний мир. 

Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом (У. Липпман)

Фото на главной странице: dribbble.com

Фото на странице: webinfo.com