Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — отпечаток) — это монолитная пластина, копия печатной формы (набор и клише), которая использовалась для печати книг и прессы. Такие стереотипы появились в XVIII веке, а те, о которых поговорим сегодня – гораздо раньше… Речь об устойчивых представлениях о мире, в котором мы живем. 

В науке термин появился благодаря американскому ученому У. Липпману. В 1922 году вышла его книга «Общественное мнение», где говорилось, что стереотипы есть образы людей из других групп, которые помогают понять их и дать оценку. Еще это избирательный и неточный способ восприятия действительности, упрощающий ее и порождающий предрассудки. 

Стереотипы – это неизбежно, считал исследователь. Они возникают всегда, когда человек взаимодействует с окружающей средой и проецирует на мир свои чувства и ценности. Липпман нашел очень емкое и точное описание стереотипов, назвав их «картинками в головах», которые спасают человека от сложностей окружающего мира.

А ведь действительно, так и есть: сначала мы даем предмету определение, а только после этого видим его, а не наоборот. Стереотипы похожи на очки, через которые видишь мир. Какой цвет линз, такой и мир. Восприятие проходит через стереотипы и это довольно легко проверить. Вот стол: сначала в голове возникает мысль о том, что перед тобой предмет мебели для письма или приема пищи за ним (так принято в культуре), а только потом видишь, что он стеклянный, круглый и совсем невысокий. 

...стереотип не только экономит время и служит защитой нашего положения в обществе, но и может защищать нас от всей той путаницы, которая возникает при попытке посмотреть на мир как на нечто устойчивое и целостное (У. Липпман)

«В огромном шумном многоцветии внешнего мира мы вычленяем то, что уже было определено нашей культурой. Мы воспринимаем предметы через стереотипы нашей культуры»,— писал Липпман. 

Они внутри нас

Стереотипы бывают разные: гендерные, расовые или исторические. А еще поверхностные и глубинные.

Поверхностные стереотипы наименее «живучие». Они очень зависимы от исторической, международной, внутриполитической ситуации или от других временных факторов. Их «жизненный цикл» связан с общей стабильностью общества. Что это? Ответ прост – образы-представления, которые связаны с конкретными историческими реалиями. 

Глубинные стереотипы практически неизменны. Они крепко держатся внутри нашего сознания и интересны исследователям национального характера. Такие образы помогают изучать народ – объект стереотипизации. Внутри этой группы есть внешние стереотипы. И они особенно интересны. Такие представления расскажут об атрибутах жизни и быте народа. Они меняются очень незначительно и крайне редко. Когда за границей речь заходит о России, всегда упоминают самовары, пушистые шали, матрешки, снежные зимы и шапки-ушанки. Что-то из этого было частью русской жизни несколько веков, а что-то сохранилось и по сей день.  

Социальные стереотипы выполняют множество функций: они «обрамляют» поведение человека, заставляя его соотносить личные качества с принятыми нормами, помогают в социализации и в целом регулируют поведение на бессознательном уровне. 

Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права. Следовательно, стереотипы наполнены чувствами, которые с ними ассоциируются (У. Липпман)

Мужчины и женщины

В науке гендерные стереотипы исследованы довольно полно, однако эта сфера очень динамична, потому что динамично само общество. 

Есть наиболее лаконичное определение Д. Майерса, которое гласит:

«Гендерные стереотипы – представления людей о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины».  

Так или иначе, российские исследователи уверены, что общество подчиняется гендерным стереотипам, действуя по пути одной из трех стратегий: уступчивость, интернализация, идентификация. 

Последние несколько лет кардинально поменяли картину социологических исследований гендерных установок россиян. И это доказывает исследование, проведенное учеными Пензенского государственного университета. 

Всего в нем приняли участие 100 человек по случайной выборке: мужчины и женщины в возрасте от 18 до 55 лет с разным уровнем образования и семейным статусом. Им было предложено выбрать по пять характеристик для обоих полов. 

По результатам исследования выяснилось, что для мужчины значимыми оказались такие качества: порядочность – 75%, высокий уровень интеллекта – 68%, умение зарабатывать – 58%, верность – 54%, стремление к успеху – 47%. При этом чувство юмора в пятерку важных качеств для мужчин не вошло, набрав всего 2% голосов. 

В отношении женщин все оказалось совсем иначе. Если среди мужчин лидировала порядочность, то во втором случае она не оказалась на лидирующей позиции, набрав 55% голосов. Следом за ней верность – 51% и пятое место в списке. И наконец, три принципиальных важных характеристики: «заботливость» – 64%, «привлекательная внешность» – 58% и «сексуальность» – 56%. 

Авторы исследования приходят к выводу, что такое распределение голосов свидетельствует о том, что для мужчин важны качества, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающим миром, а для женщин в приоритете – внутренний мир. 

Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом (У. Липпман)

Фото на странице: senivpetro / Фотобанк Freepik

Фото на главной странице: pikisuperstar Фотобанк Freepik