Многие «канонические» черты динозавров возникли задолго до самих динозавров

Череп нового вида динозавра из Техаса триасового периода похож на череп своего более позднего потомка.

Ученые из США определили новый вид плотоядного динозавра, вымершего 225 млн лет назад. Подробности опубликованы в журнале Current Biology, а краткие результаты изложены в пресс-релизе Политехнического института Вирджинии.

Ученые из разных научных организаций США исследуют ископаемые остатки фауны триасового периода, найденные близ города Отис Чок в Техасе. Причем большая часть фоссилий была откопана палеонтологами в 1940 году, но лежала не изученной с тех пор. Теперь ученые отмыли фрагменты костей и методом компьютерной томографии просканировали их, чтобы узнать анатомию.

В итоге они определили новый вид динозавра и назвали его Triopticus primus, что означает «первый из трех глаз». Название намекает на то, что большая выемка в верхней части черепа динозавра напоминает лишний глаз. У этой особи была очень толстая крышка черепа, такая же как у его совсем не близкого родственника, появившегося более чем сто млн лет спустя, — пахицефалозавра (купологолового динозавра).

Поскольку ученые располагают только фрагментом черепа триоптикса примуса, точные размеры и внешний вид его они определить не могут. Можно только сказать, что этот вид был больше аллигатора.

«Компьютерная томография показала нам, что схожесть триоптикуса с более поздними купологоловыми динозаврами существует на уровне структуры костей и даже мозга», — приводятся в пресс-релизе слова соавтора статьи Лоуренса Уитмера (Lawrence Witmer) из Херитаж колледжа остеопатической медицины Университета Огайо.

Еще более неожиданным оказалось то, что многие другие фоссилии, найденные вместе с триоптикусом, имели черты, сходные с чертами более поздних динозавров.

«Триоптикус — удивительный пример эволюционной конвергенции между динозаврами и крокодилами, и поздними динозаврами. То, что мы считали уникальными формами тела у многих динозавров, на самом деле возникло гораздо раньше, примерно 225 млн лет назад», — цитирует пресс-служба первого автора статьи Мишель Стокер (Michelle R. Stocker) из Политехнического института Вирджинии.

Конвергенция — это когда два совсем разных вида имеют похожие черты. Это известное в эволюционной биологии явление, классическим примером которого служат крыло птицы и крыло летучей мыши.

Авторы статьи обнаружили у ископаемых из Отис Чок анатомические черты, легко узнаваемые в более поздних динозаврах, такие как длинные морды спинозавров, беззубые клювы орнитомимидов и бронированные пластины анкилозавров. По мнению палеонтологов, такие совпадения для одного местонахождения очень редки.

triopticus primus динозавры палеонтологические находки