Китайские исследователи подробно изучили органы слуха у ископаемых катидидов – «кузнечиков» мезозойской эры. Исследование дает новое представление об акустической эволюции мезозойского звукового ландшафта, сообщает Китайская академия наук. Результаты работы опубликованы в журнале PNAS.

Акустическая коммуникация сыграла ключевую роль в эволюции животных, особенно позвоночных и насекомых, начиная от спаривания и заканчивая предупреждающими сигналами и даже социальным обучением. Однако реконструкция древних акустических сигналов является сложной задачей: окаменелые органы слуха очень редко сохраняются.

Насекомые были первыми наземными животными, которые использовали звуковые сигналы, чтобы общаться с сородичами на расстоянии. Среди акустически сигнализирующих насекомых кузнечики выделяются как идеальный источник для изучения эволюции органов слуха и поведения.

Исследовательская группа изучила самые ранние тимпанальные органы слуха и стридуляторный аппарат – звуковоспроизводящую систему – у очень хорошо сохранившихся мезозойских катидидов возрастом около 160 миллионов лет. Это самые ранние сохранившиеся «уши» насекомых, они продлевают возрастной диапазон слуховых барабанных перепонок современного типа на 100 миллионов лет до средней юры.

Реконструкция звуковых частот мезозойских «кузнечиков» и древнейших тимпанальных «ушей» демонстрирует, что древние катидиды развили сложную акустическую коммуникацию – по крайней мере, к средней юре: они использовали сигналы спаривания, сигналы общения между самцами.

Кроме того, катидиды развили большое разнообразие певческих частот. Это говорит о том, что акустическая коммуникация уже могла быть важным эволюционным фактором у наземных насекомых после пермско-триасового массового вымирания, которое произошло около 252 миллионов лет назад.

[Фото: NIGPAS]