Цветковые растения, они же покрытосеменные, составляют около 90% всех видов растений на Земле. В далеком прошлом они обошли в конкурентной борьбе хвойные и папоротники. За счет чего им это удалось, вызывает много вопросов. Кевин Симонин (Kevin A. Simonin) из Университета Сан-Франциско и Адам Родди (Adam B. Roddy) из Йельского университета выяснили, что эволюционным преимуществом цветковых мог стать небольшой размер их клеток. Статья опубликована в журнале PLOS Biology, об исследовании сообщает BBC News

Ученые изучили несколько сотен растений из Королевских ботанических садов Кью, включая покрытосеменные, голосеменные и папоротники. Они выяснили, что у цветковых меньше размер генома, а значит достаточно клетки меньшего размера, чтобы уместить в ее ядре наследственный материал. По их данным, уменьшение генома началось около 140 миллионов лет назад и совпало с активным распространением ранних цветковых растений по планете.

В итоге на той же площади растений вмещается больше клеток, каждый из которых способна к фотосинтезу. Происходит более активное поглощение углекислого газа и быстрая переработка солнечного света в необходимые для роста питательные вещества. Такая эффективность и вывела покрытосеменные в лидеры, благодаря чему они быстро завоевали мир, вытеснив папоротники и голосеменные (в том числе хвойные).

Тем не менее, результаты исследования порождают новые вопросы. В частности, за счет чего цветковые смогли так сократить свой геном, и почему папоротники и хвойные с их большим геномом все же до сих пор существуют.