Специалисты Института цитологии и генетики СО РАН в сотрудничестве с коллегами из Германии по результатам экспериментов на крысах установили, что алкогольная зависимость у тревожных и спокойных особей развивается не совсем так, как предполагалось раньше. О результатах исследований рассказывает сайт Наука в Сибири.

Для опыта в качестве модельных объектов исследователи взяли селекционных серых крыс с ручным и с агрессивным поведением по отношению к человеку. Ученые смотрели, в какой концентрации и в каком количестве грызуны предпочитали этанол воде. В каждую клетку размещали по две бутыли — с водой и разбавленным спиртом (процентное содержание спирта возрастало постепенно, от 2% в первые 5 дней до 10% в конце эксперимента). С периодичностью в один-два дня обе емкости взвешивали и меняли местами. Затем для того, чтобы оценить и зарегистрировать проявления зависимости, сосуды с этанолом убирали, а через неделю вновь ставили — уже лишь с 10% спиртом — и продолжали взвешивать в течение двух суток.

Выяснилось, что агрессивные животные больше, чем ручные, пили 2%-й раствор, тогда как потребление 10%-го и предпочтение 5%-го у вторых было достоверно выше, чем у первых. Причем после семидневного отсутствия алкоголя у ручных зверьков ученые заметили проявления аддикции, поскольку, обретя бутылки вновь, крысы принимали его больше, чем до отмены.

По словам одного из членов исследовательской группы Риммы Кожемякиной, поэтому гипотеза о снятии напряжения подтверждается для 2%-ной концентрации спирта. Ученые также исходя из результатов экспериментов предполагают, что после принятия первой дозы алкоголя у животных возрастает тревожность, и далее уже она способствует дальнейшей тяге к спиртному.