Палеогенетики из университета Копенгагена во главе с Эрске Виллерслевом (Erske Willerslev) расшифровали геном Кенневикского человека, сделав то, что раньше казалось невозможным. По их мнению, предыдущие исследования были ошибочными, и наш герой является близким родственником нескольких племен, в частности, племени колвилл, члены которого предоставили для исследования свои ДНК. Подробности их исследования опубликованы в журнале Nature.

Сообщение об открытии датских ученых вызвало противоречивую реакцию. Одни исследователи заявили, что Виллерслев сделал выдающееся открытие, другие ставят его выводы под сомнение, заявляя, что, может быть, Кенневикский человек связан не с конкретным племенем колвилл, а с большой группой североамериканских и центральноамериканских племен. Но для уточнения такого предположения требуется большое количество ДНК индейцев, которым на сегодняшний день ученые не располагают. Представители племени колвилл пока не решили, будут ли они снова требовать через суд захоронения своего предполагаемого предка, чей дух, по их мнению, без этого не найдет покоя.

Ученые же подчеркивают, что родство Кенневикского человека с индейцами было установлено как раз потому, что стало возможным его исследовать.

Вкратце история Кенневикского человека такова: в 1996 году два подростка наблюдали за соревнованиями гидропланов на берегу реки Колумбия в штате Вашингтон и случайно обнаружили человеческий скелет. Сначала предполагалось, что это был след какого-то преступления, и делом занялась полиция, но очень быстро выяснилось, что найден первобытный человек. Зубы «Кенневикского человека» были стерты так, как не бывает у современных людей, к тому же, его бедро было пронзено каменным наконечником копья. Радиоуглеродный анализ показал, что ему более восьми с половиной тысяч лет.

Тут вмешались представители Инженерного корпуса США, которому принадлежит земля, где был найден скелет, и почему-то изъяли его и отказались допускать к нему ученых. В этот момент заволновались представители индейских племен, которым давно не нравится, что ученые извлекают из-под земли останки их предков и помещают в музеи. Еще в 1990 году был принят Закон о защите индейских захоронений и репатриации (NAGPRA), по которому древние предметы и человеческие останки, найденные на федеральных землях или на землях, принадлежащих индейским племенам, должны возвращаться индейцам. Музеи, продолжающие хранить такие экспонаты, приговариваются к штрафу в 100 тысяч долларов, а ответственные за произошедшее могут даже оказаться в тюрьме на год. Некоторые древние скелеты были уже возвращены племенам, сумевшим доказать свое родство с ними, и были торжественно захоронены.

Однако ученые, узнавшие о том, что Кенневикского человека вот-вот вернут индейцам, заволновались и подали в суд. Военные позволили им в течение 16 дней изучать находку, и тут разразилась сенсация. Оказалось, что Кенневикский человек был совсем не похож на американского индейца. У него был длинный вытянутый череп, а не более массивный и круглый, как это обычно бывает у уроженцев Америки, пришедших туда из Сибири. Исследователи пришли к выводу, что Кенневикский человек больше напоминает жителя Полинезии или айна. Таким образом, значение находки сразу необычайно возросло. Каким образом он появился на берегах реки Колумбия? Был ли он одиноким путешественником или представителем особой волны миграций, не связанной с переходом древних людей из Сибири?

После двух судебных процессов, когда представителям индейских племен не удалось доказать свое родство с Кенневикским человеком, он был помещен в музей Берка в Сиэтле. Посетители доступа к нему не имели, но ученые могли продолжать свои исследования.

Между тем в России последние два десятилетия разворачивается похожая история с захоронением «принцессы Укока», о которой уже писал портал Научная Россия — жители Алтая требуют захоронить мумию первобытной женщины. Ученые, правда, считают, что она не была принцессой, а ее ДНК не совпадает с ДНК жителей современного Алтая, и поэтому назвать ее их прародительницей можно только с большой натяжкой.