Учёные предприняли попытку смоделировать то, как вирус может распространяться по закрытому пространству самолёта. Математик Говард Вайсс и команда студентов из Технологического института Джорджии (США) совершили 10 трансконтинентальных полётов, в ходе которых при помощи планшета отслеживали передвижения каждого пассажира и члена экипажа. К сожалению (или к счастью для самих пассажиров), люди, летевшие вместе с исследователями, были в основном здоровы, несмотря на то, что данные собирались во время сезона гриппа в Северной Америке.

«Мы наблюдали около полутора тысяч пассажиров, и только один из них страдал от кашля рассказал Вайсс. Учёные также не смогли найти никаких следов вирусного генетического материала среди собранных с самолётов образцов.

В исследовании представлена модель того, какие пассажиры больше взаимодействуют между собой и как это происходит. Критики отмечают, что без понимания того, с какой вероятностью болезни могут перейти от одного человека к другому, модель не может показать, как вирус мог бы перемещаться по составленной схеме.

Для того, чтобы исправить этот недочёт, учёные применили к полученной модели данные инцидента 1977 года, в котором большое количество пассажиров заразились “похожим на грипп” заболеванием, пока самолёт пробыл на взлётной полосе почти 5 часов, а его салон совсем не проветривался.

Затем они умножили частоту заражения во время этого инцидента на 4, чтобы смоделировать что-то вроде худшего из возможных сценариев. При этом было получено значение в 0.7 заражений за полёт. Вики Херцберг из университета Эмори (Атланта), основной автор опубликованной работы, отметила, что «Решение умножить значение на 4 было несколько произвольным. Мы показали, что существует периметр риска вокруг носителя инфекции — ряд впереди него, ряд сзади, и по два сиденья сбоку, однако, не считая этого, риск очень мал». Однако инфицированный член экипажа может вызывать до 4.6 заражений за один полёт, даже при том, что взятую изначально частоту не умножать, а делить на 4.

Критики утверждают, что это довольно спорная оценка, так как частота заражения не была измерена в полевых условиях. Однако некоторые наблюдения всё же справедливы: места у окна оказались наиболее изолированы от контакта с другими пассажирами, а люди, которые вставали и передвигались по салону во время полёта, больше контактировали с другими. Кроме того, очереди в уборные, расположенные в задней части самолёта, были в среднем в два раза короче, чем в уборные в передней его части.

Авторы исследования попросили учесть, что их модель рассчитана на полёты на самолётах с одним проходом, длящиеся от 3.5 до 5 часов, и применялась к заболеваниям, подобным гриппу. В других ситуациях схема распространения вируса наверняка была бы другой.