Как самец мыши узнает, что попал на чужую территорию

В мозге самца мыши есть специальная группа клеток, которая активируется, когда зверек попадает на территорию другого самца, и включает у него осторожное исследовательское поведение.

В мозге самца мыши есть специальная группа клеток, которая активируется, когда зверек попадает на территорию другого самца, и включает у него соответствующее поведение. Такое открытие сделали ученые из университета Вашингтона (США), под руководством ассистента-профессора Ларри Цвайфеля (Larry Zweifel). Их статью, опубликованную в журнале Cell Reports, пересказывает пресс-релиз издательства.

Открытие было сделано случайно, при изучении нейронов вентрального премамиллярного ядра гипоталамуса — отдела мозга, связанного с социальном поведением. Цвайфель с коллегами сначала думали, что эти клетки выделяют дофамин, который как раз интересовал авторов. Однако оказалось, что дофамин они как раз не вырабатывают, зато активируются, когда самец мыши, в мозге которого они находятся, чувствует запах другого самца.

Чтобы разобраться в этом феномене, ученые поставили серию экспериментов. Мышей разного пола подсаживали в клетки, в которых уже некоторое время обитали их соплеменники, опять же разнополые. При этом регистрировалась активность тех самых нейронов. Оказалось, что они возбуждаются только у самцов, и только в качестве реакции на запах другого самца — причем неважно, присутствовал ли в клетке сам «хозяин», достаточно было его запаха.

У «гостя» включалось осторожное исследовательское поведение: он начинал вести себя скованно и обнюхивать все вокруг, чтобы понять, на чью территорию он попал. (Конечно, запах самок тоже оказывал свое действие, но при этом активировались совсем другие зоны мозга, и включались другие поведенческие механизмы.)

Более того, когда ученые с помощью введенных в мозг электродов возбуждали нервные клетки вентрального премамиллярного ядра гипоталамуса у самца мыши, он начинал себя вести так, как будто попал на чужую территорию — хотя на самом деле это было и не так. Верно и обратное: с искусственно отключенными соответствующими нейронами зверек не понимал, что вторгся в чужое пространство, когда это действительно происходило.

Итак, вывод ясен: указанная группа клеток отвечает у самцов мыши за осознание того, что они попали на чужую территорию, и за максимально разумное в этой ситуации поведение. Какую роль играют эти нейроны у самок, пока непонятно.

Это исследование интересно по двум причинам: во-первых, до сих пор подобные поведенческие механизмы у млекопитающих крайне мало изучены — ученых в основном интересуют сильные чувства, такие, как страх или агрессия, а не то, как звери ведут себя просто «в гостях». Во-вторых, оно может помочь и в изучении нарушений социального поведения у людей — таких, например, как шизофрения или аутизм.

«Основные механизмы мозга, регулирующие социальные функции, у мышей по сути такие же, как у людей. Мы изучаем эти отдельные клетки участков мозга, регулирующих социальное поведение у мышей, чтобы лучше понять, как возникают нарушения в социальном поведении [у людей]», — объяснил профессор Цвайфель.

Отметим, что недавно мы узнали о кое-каких других интересных аспектах личной жизни самцов мышей. Выяснилось, что они поют подругам серенады — причем песня сложнее и громче всего, когда самец не видит самку, но чувствует запах ее мочи.

гипоталамус мыши самцы социальное поведение