Доктор Брейден Перселл (Braden Purcell) из Нью-Йоркского университета и его коллеги проанализировали то, как с течением времени люди принимают и меняют решения. Они хотели понять истинные причины, влияющие на принятие решений. Ключевым элементом в этом процессе, как показало исследование, становится уверенность. Результаты работы опубликованы в журнале PNAS.

Речь об иерархической природе того, как мы делаем выбор и реагируем на ошибки: от, скажем, постановки диагнозов и подбора лечения до стратегий инвестирования денег.

«Когда мы ошибаемся, это может означать, нам просто не повезло, но также это может указывать на более существенный недостаток в нашей стратегии. Например, если здоровье пациента ухудшается, врач просто пробует другое лечение или он должен пересмотреть первоначальный диагноз в целом? Наши выводы указывают на основы механизма выбора», —сказал Брейден Перселл.

Для этого исследователи разработали эксперимент, в котором предлагали добровольцам отслеживать движение объектов вдоль нескольких точек на мониторе и предсказывать их дальнейшее поведение, определяя цель. При этом в ходе испытания «правила» движения могли меняться без специального предупреждения. Ошибки могли проистекать сразу из двух источников: от изменения цели и от движения самих точек. Ученые отслеживали движения глаз испытуемых и смотрели, как меняются стратегии принятия решений.

Они обнаружили, что когда люди уверены в направлении движения, они связывают отрицательный результат предположения с изменением в окружающей среде и быстро начинают искать новые цели, которые обусловили такие изменения. Когда они были менее уверены, они рассматривают отрицательную обратную связь как частичный аргумент в пользу изменения условий, но не предполагают новую цель, пока сумма доказательств т.е. уверенность в отсутствии ошибок) не достигает порогового значения.

По словам ученых, оптимальные решения должны приниматься точно так же, как и в этом эксперименте: следует подводить доказательства к пороговому значению, чтобы быстро определить изменения цели. Они проверили эту гипотезу и показали, что люди ищут новые цели, когда изменения в окружающей среде происходят чаще.

Читайте также на портале Научная Россия о нейроэкономике — науке о том, как человек принимает решения.