Ученые из Орегонского государственного университета (США), под руководством инженера-химика, доктора Джо Байо (Joe Baio) открыли ранее неизвестную структуру на животе змей, которая помогает им ползать. Результаты этого исследования были представлены на проходящем в США симпозиуме AVS, где собрались специалисты по материалам и поверхностям. Подробности рассказывает BBC News.

Байо с коллегами решили найти при помощи сверхмощного микроскопа ответ на вопрос: отличается ли живот змеи от ее спины? Оказалось, что различие состоит в том, что на змеином животе молекулы жира расположены строго вертикально, в четком порядке, как деревья в искусственно посаженном сосновом лесу. В то же время, на спине животного они спутаны, как кустарник.

В результате слой жира на животе змеи обеспечивает максимальное скольжение, т.е. трение о поверхность снижается почти до нуля, что и позволяет этим грациозным животным плавно скользить, извиваясь, по земле.

«Я много занимаюсь такого рода химией, в том числе для усовершенствования поверхностей биологических имплантантов для человеческого тела, — сказал доктор Байо. — И могу сказать, что создать такую четкую структуру действительно трудно». По-видимому, молекулы удерживают вместе в строгом порядке ковалентные химические связи.

К тому же, этот высокоупорядоченный жировой слой должен постоянно стираться об землю. Как змеи решают эту проблему? Ученые предполагают, что поры в их теле постоянно выделяют новые молекулы жира.

Кстати, предки змей имели конечности. Согласно последним научным данным, самый древний прародитель этого подотряда пресмыкающихся жил в лесу и охотился по ночам.