Международная группа исследователей из Италии, Германии и Мадагаскара под руководством профессора Кристины Джиакома (Cristina Giacoma) из факультета биологии университета Турина (Италия) записала 496 «песен» индрисов (Indri indri) и проанализировала их с точки зрения высоты тона, ритма и синхронизированности. Ученые установили, что представители одной группы поют в антифон с особями из конкурирующих групп, чтобы защитить свою территорию. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience.

Индрисы — исчезающий вид, обитающий исключительно в восточных тропических лесах Мадагаскара. Это одни из немногих приматов, которые умеют петь. Они живут небольшими группами, во главе которых стоит, как правило, взрослый самец или самка. Кроме того в группе обычно присутствует еще один взрослый более низкого ранга.

Петь умеют и самцы, и самки. Такое поведение играет важную роль в защите занятой территории от посягательств других групп.

В ходе исследования ученые детально изучили характер пения индрисов, обитающих неподалеку от национального заповедника Андасибе-Мантадиа и Марамизахского леса (Мадагаскар).

Как только один из членов группы начинал петь, остальные, начиная с двухгодовалых особей, подхватывали его пение. К ним, как правило, присоединялись и пожилые члены группы. Ученые увидели, что индрисы склонны копировать ритм друг друга и могут петь синхронно.

«Припев песни индрисы начинают с рева, который, вероятно, служат для привлечения внимания других певцов, и продолжают модулированными нотами, которые часто группируются в фразы. В этих фразах индрисы дают высокочастотные ноты в начале, а последующие постепенно снижаются по частоте», — рассказал Марко Гамба (Marco Gamba), старший научный сотрудник отдела биологических наук и системной биологии университета Турина (Италия).

По словам Джованны Бонадонна (Giovanna Bonadonna) — другого автора исследования — синхронное пение становится более громким и поэтому помогает эффективнее защитить территорию от посягательства чужаков.

Однако существует одно исключение из этого правила. Подростки более низкого ранга часто поют в антифон с остальной частью хора, чередуя свои напевы с мотивом доминантной группы. Марко Гамба и его коллеги считают, что этот прием позволяет молодым индрисам подчеркнуть свою индивидуальность и привлечь внимание потенциальных половых партнеров.

Индрисы — хороший вид для дальнейших исследований в области эволюции вокальной коммуникации. Далее ученые хотят понять, позволяет ли индивидуальная манера пения добиться какого-то признания и оказывает ли генетика на структуру «песни», сказал Кристина Джиакома.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что мыши поют подругам красивые серенады.