Как мозг выделяет осмысленные звуки среди шума

На то, чтобы перенастроить восприятие, уходит секунда или того меньше, выяснили ученые.

Ученые из Калифорнийского университета в Беркли (США) описали механизм, с помощью которого мозг человека настраивается на восприятие осмысленной звуковой информации, отличая ее от окружающего шума. Статья ученых опубликована в журнале Nature Communications, о результатах исследования рассказывает сайт Университета Калифорнии в Беркли.

Нейроны слуховой коры мозга способны перестроиться буквально в течение секунды или даже быстрее, чтобы человек начал воспринимать речь среди шума. Для того, чтобы вычленить речь, мы обращаем внимание и на амплитуду звуков, и на характерные паузы между звуками. Как только мозг настраивается на эти характерные особенности, мы уже спокойно слышим речь — примерно так же, как однажды заметив среди множества хаотичных точек на картинке какое-то изображение, мы уже не можем его «развидеть».

В экспериментах ученые работали с людьми, больными эпилепсией, которым были вживлены электроды непосредственно в мозг. Им давали прослушать сильно искаженный фрагмент речи, после чего включали его же в нормальном виде и снова давали искаженную версию. При втором прослушивании испытуемые прекрасно понимали речь, в отличие от первого раза, а активность мозга в этом случае была той, что характерна для восприятия речи.

«Это невероятно, как пластичен наш мозг и как быстро он перестраивается. Нам достаточно долей секунды, чтобы электрическая активность мозга изменилась, изменив наше восприятие звуков», — сказал один из авторов исследования Роберт Найт (Robert Knight).

Ученые полагают, что результаты исследования помогут создать особый декодер речи, который позволит общаться людям, лишенным этой возможности.

звуковая информация мозг распознавание распознавание речи