Ожирение может стимулировать иммунные клетки к «захвату» частей соединений нервных клеток, называемых синапсами, показывает исследование на мышах. Результаты опубликованы в Journal of Neuroscience.

Как и люди, мыши, которые едят много жирной пищи, очень быстро набирают вес. После 12 недель «диеты» с высоким содержанием жиров грызуны весили почти на 40 процентов больше своих сородичей, которые получали стандартную еду. У животных, участвовавших в эксперименте, появились признаки ослабленной умственной силы: мыши с лишним весом хуже запоминали местоположение объекта лабиринтах, чем мыши «в форме».

На нервных клетках есть микроскопические отростки, называемые дендритными шипами (они находятся на дендритах – отростках нейронов), которые способны образовывать синоптическую связь с другими нейронами. По сравнению с обычными мышами у мышей с ожирением было меньше дендритных шипов в нескольких частях гиппокампа – структуры мозга, которая играет большую роль в обучении и памяти.

Результаты показывают, что количество отростков на дендритах сокращается по вине иммунных клеток, называемых микроглиями. У тучных мышей эти клетки были более активны как раз среди отростков нервных клеток: они разрушают  дендритные шипы. Когда исследователи попытались помешать микроглиям, отростки нервных клеток были защищены, а результаты мышей в тестах мышления улучшились.

Подобные исследования в будущем помогут найти защиту от проблем с головным мозгом, связанных с ожирением. Люди с излишним весом подвергаются более высокому риску заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, и некоторые исследователи подозревают, что микроглии могут быть ответственны за заболевания мозга в целом.

[Фото: Science News]