История российской вышивки уходит корнями в глубокую древность. Археологические находки подтверждают, что в IX-X веках на Руси распространилось золотое шитьё, которым украшали одежду и предметы быта. Примерно в это же время в церквях стали вышивать иконы, литургические покровцы и надгробные покровы, одежду духовенства. На церковных предметах часто вышивали сюжеты из Священного писания. Они располагались по хронологии, и неграмотные прихожане могли «читать» вышитые символы. В XVII веке крупнейшим центром художественной вышивки была «Царицына мастерская палата» на территории московского Кремля. Все мастерицы принадлежали к знатным родам и работали в мастерской около 20-25 лет. Именно «Царицына палата» задавала тон вышивальщицам по всей стране, распространяла стили и мотивы вышивки. На протяжении XVI — XVII веков нити и ткани в основном привозили из-за рубежа, поэтому вышивка очень ценилась. Расшитые женские головные уборы передавались по наследству, наряды с вышивкой берегли и часто надевали только в торжественных случаях. Во времена петровских реформ в России появились новые техники шитья. К концу XVIII столетия по всей стране распространились мастерские крепостных вышивальщиц – так называемые девичьи. В тот же период девушек стали учить вышивать в институтах и пансионатах. К началу XIX века вышивкой занимались женщины всех сословий.

Во многих регионах в течение столетий формировались самобытные стили и техники вышивки.  Это отразилось во многих названиях, например:  калужская цветная перевить,  кадомский вениз, крестецкая строчка.

По словам художника-мастера Анны Ивановой, техника калужской перевити была распространена в Калужской, Смоленской, Рязанской, Орловской и Тульской губерниях. В этих регионах калужской перевитью издавна украшали одежду и предметы быта. Техника относится к строчевой вышивке. Из ткани создаётся сетка, после чего мастерицы обвивают её цветными нитями: красными, жёлтыми, синими, зелёными – так  создаётся интересный мотив. Сначала вышивается стлань штопкой по неперевитой сетке, создаётся узор белым цветом, например, растительный или анималистический орнамент, а после этого обвивается. Основной цвет калужской перевити – красный.

Классическим узором считается геометрический орнамент. Бывает сетчатое построение орнамента, также узоры могут выстраиваться в единую фигуру, например, птицу, дерево, куст.

Встречаются и сюжетные мотивы, при этом зачастую фигуры птиц, животных, людей располагаются с обеих сторон куста или дерева. При использовании цветной калужской перевити мастерицы часто добавляют другие швы для украшения работы. Например, роспись, набор, крестик – всё, что можно выполнить по счёту ткани. Край сетки может обрабатываться гладевым валиком, а сели это, например, полотенце, то зубчатым краем.

Сто лет назад уникальный народный промысел был на грани исчезновения. Анна Иванова рассказала, что второе рождение узоры цветной перевити получили в работах художницы Маргариты Гумилёвской. Она украшала крупными красными живописными узорами декоративные предметы: скатерти, дорожки, диванные подушки.  Также Маргарита Гумилёвская была одной из тех, кто в 1924 году основал Тарусскую артель вышивальщиц.

Сейчас в вышивке появляются современные мотивы, «перефразируется» цветовая гамма,  но техника выполнения остаётся той же самой, что и много лет назад.

По словам Анны Ивановой, чтобы возродить строчевую вышивку, необходимо развивать технику и распространять её в быту: украшать одежду и интерьер.

Во второй половине XIX века в Крестецком уезде Новгородской губернии распространилась новая техника строчевой вышивки, которую позже стали называть крестецкой строчкой. По словам мастера Анны Марковой, при первом взгляде на крестецкую строчку может показаться, что это кружево, но на самом деле это вышивка, которая полностью выполнена иглой. В отличие от цветового разнообразия калужской перевити, традиционная  крестецкая строчка  ассоциируется лишь с одним цветом – белым. У этой техники огромное количество разнообразных узоров и мотивов, они  комбинируются между собой, и в результате получается уникальная  ажурная вышивка.

Анна Маркова рассказала, что иногда крестецкую строчку называют «игольным кружевом». Многие не верят, что «это можно сделать руками», ведь техника считается сложной, она подразумевает множество узоров и приёмов.

Кадом – небольшое поселение в Рязанской области, «родина» кадомского вениза.  Преподаватель школы ручной вышивки Екатерина Хохлова рассказала: по легенде название техники связано с Венецией, потому что в петровскую эпоху вениз пришёл в Кадом именно оттуда. Упоминаний об истории техники в литературе очень мало.

«То, что мы сейчас называем кадомским венизом, если посмотреть по музейным фондам и хранящимся на самой фабрике архивам, напоминает строчевую вышивку. Строчевая вышивка отличается от нынешнего кадомского вениза тем, что она выполняется по сетке, то есть по заранее выдернутым ниткам, а современный кадомский вениз, который мы можем встретить в магазинах под таким наименованием, это сквозная, ажурная вышивка, выполненная по свободному контуру, то есть там от строчевой уже ничего не осталось. Она выполняется не по выдергу нитей для того, чтобы получить регулярную сетку для вышивки, а по вырезанным участкам ткани разной формы в зависимости от задумки художника. Развитие от строчевой вышивке к сквозной вышивке по свободному контуру происходило постепенно», - пояснила Екатерина Хохлова. 

На протяжении многих лет на фабрике в Кадоме работали художники, которые разрабатывали и совершенствовали технику вышивки и её стилистические особенности. Художницы рисовали кружевные узоры, а мастерицы-технологи должны были приспособить технику для исполнения этих узоров. И так, постепенно, стали выводиться новые швы и разработки для этой вышивки, однако они всё равно брались с исторических образцов. В конце 90-х годов ХХ века мастера начали использовать вышивку как накладное кружево.

Кадомский вениз – один из сложных видов вышивки, требующий высокого уровня мастерства. Техника напоминает игольное кружевом, которое плетётся нитью как будто бы в воздухе. Кадомский вениз также предполагает «воздушное» плетение, но в прорезных участках разного размера. Выполняется вышивка очень тонкими нитями – на кадомской фабрике до сих пор используют шёлковые.

Источник фото: Elio Santos on Unsplash