Йога и дыхательные упражнения оказывают положительный эффект на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). После специальных занятий у детей улучшается внимание, уменьшается гиперактивность, они дольше не устают, могут дольше заниматься сложной деятельностью. К такому выводу пришли психологи, которые изучили влияние тренировок на функции, связанные с произвольной регуляцией и контролем, у 16 детей с СДВГ в возрасте шести-семи лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Psychiatry. 

Сергей Киселёв

Сергей Киселёв

Фото: Карина Голованова

«У детей с СДВГ, как правило, отдел мозга, который отвечает за регуляцию мозговой активности — ретикулярная формация, — является дефицитарным. Это приводит к тому, что они часто испытывают состояния неадекватной гиперактивности, повышенной отвлекаемости и истощаемости, также у них вторично страдают функции регуляции и контроля. Мы использовали особую дыхательную гимнастику, основанную на выработке диафрагмального ритмичного глубокого дыхания — дыхание животом. Такое дыхание помогает лучше снабжать мозг кислородом и лучше справляться ретикулярной формации со своей ролью. Когда ретикулярная формация получает достаточно кислорода, она начинает лучше регулировать состояние активности ребенка», — поясняет заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ, руководитель исследования Сергей Киселёв.

Кроме дыхательной гимнастики психологи использовали телесно-ориентированные приемы, в частности упражнения с полярными состояниями «напряжение – расслабление». Тренировки проходили три раза в неделю на протяжении двух-трех месяцев (в зависимости от программы). 

«У занятий есть непосредственный эффект, который проявляется сразу, но есть и отсроченный эффект. Мы обнаружили, что упражнения имеют положительное влияние на функции регуляции и контроля у детей с СДВГ и через год после завершения занятий. Это происходит потому, что у ребенка автоматизируется правильное дыхание, оно становится своеобразным помощником, который позволяет лучше снабжать мозг кислородом, что в свою очередь благотворно сказывается на поведении и психике ребенка с СДВГ», — говорит Сергей Киселёв. 

Данную технику разработала российская нейропсихолог Анна Семенович в рамках нейропсихологической коррекционной методики. Психологи УрФУ проверили, насколько хорошо этот подход помогает детям с СДВГ. Но исследование является пилотным, утверждает Киселёв. Оно показало, что от этих упражнений есть позитивный эффект. Однако необходимо провести более масштабную работу с вовлечением большего количества детей с СДВГ. Это позволит также учесть такие факторы, как пол, возраст, тяжесть заболевания, сопутствующие проблемы у детей (речевые, регуляторные и т. д.). 

 

Справка 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения. Для СДВГ характерны невнимательность, избыточная активность, импульсивное поведение. 

Лаборатория мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ с 2013 года проводит исследования созревания мозга и психических процессов у типично развивающихся детей, а также у детей с отклоняющимся развитием, в частности с риском развития аутизма (РАС) и СДВГ, детей с черепно-мозговой травмой средней степени тяжести. Лаборатория — один из ведущих в России центров по изучению развития мозга и нейрокогнитивных процессов у детей.

 

Информация предоставлена пресс-службой Уральского федерального университета

Источник фото: https://urfu.ru/ru/news/36504/